Мало что согревает сердце российского патриота лучше, чем победа соотечественников на международной арене. Особенно над американцами, а лучше всего — на их территории. Например, выигрыш в баскетбол. Впрочем, часто достаточно и того, чтобы тебя приняли за ньюйоркца или классический американский бутерброд окрестили «путинбургером».
Сейчас, зимой, у главной в мире американской индустрии развлечений пора премий и наград. Воскресенье принесло россиянам целых четыре новых повода для гордости.
Начать следует с классики, в буквальном смысле слова. Альбом Transcendental пианиста Даниила Трифонова из Нижнего Новгорода получил премию Grammy, став лучшей классической пластинкой с солирующим инструментом. На записи артист играет «Трансцендентные этюды» Ференца Листа, также известные как «Этюды высшего исполнительского мастерства». Этот материал считается чрезвычайно сложным технически, даже непреодолимым для большинства пианистов.
Покойный Дмитрий Хворостовский с альбомом «Отчалившая Русь» (музыка Г. Свиридова на стихи в С. Есенина) и Валерий Гергиев с оперой Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» в исполнении оркестра и хора Мариинского театра остались без наград.
Даниил Трифонов — прославленный музыкант, признанный в мире, у него хватает наград и титулов. Grammy в этом отношении — вишенка на торте, она отмечает скорее заслуги менеджмента музыканта с лейбла Deutsche Grammofon. Фирму представляли в номинации сразу два музыканта, помимо Трифонова на победу претендовал Мюррэй Перайя. А для самого Даниила номинация была уже второй — впервые запись с его участием была выдвинута на премию в 2015 году.
Есть мнение, что подпись «лауреат Grammy» на афише способна улучшить финансовую успешность концертов. Однако музыкальный критик и продюсер Михаил Фихтенгольц с этим не вполне согласен: «Разве что в Америке, но не в Европе. Тем более что у Трифонова и так все хорошо. «Грэмми» — не та премия, которая поможет изменить судьбу человека и повлиять на популярность его выступлений, не говоря о продажах записей в 2018 году». Фихтенгольц рассказал «Шторму», что алгоритм определения победителей, особенно по таким номинациям, не до конца ясен: «В один год они могут присудить награду альбому современного композитора, изданного инди-лейблом, в другой — популярной классике от фирмы со 120-летней историей. Получить ее приятно, но она не так важна».
Еще одним лауреатом Grammy стал композитор Рэнди Ньюман, известный прежде всего как автор саундтреков для кино и диснеевских мультиков. На его альбоме Black Matter звучит веселая песня про Владимира Путина, которая и получила награду.
Юмор песни основан на игре слов, созвучии фамилии президента и английского глагола to put в разных формах — puttin’, put in, put on и так далее. Лирический герой восторгается Владимиром Владимировичем, способным «питать АЭС силой левого полушария» и изяществом, с которым тот рассекает по Транссибирской равнине (так в тексте) на своем тракторе. От лица Путина Ньюман поет: «Я эту чернь тащу в XXI век, а они отбиваются! Выйдет ли у меня хоть что-то сделать с этими куркулями и клерками? Ленин не смог, и Сталин не смог — смогу ли я?» «Все ты можешь, Владимир, все по силам, ты дашь нам Землю обетованную», — отвечают ему Putin Girls.
Премию, впрочем, дали за аранжировку, а не за текст.
В тот же день 28 января подвели итоги фестиваля независимого кино «Санденс». Вниманием пользовалась лента наших соотечественников Максима Поздоровкина и Матвея Кулакова «Наш новый президент». Документальная короткометражка рассказывает о том, как российское телевидение и видеоблогеры радовались победе Дональда Трампа на выборах 2016 года.
Фильм удостоился специальной награды жюри конкурса за экспериментальный монтаж. Это ли не повод для гордости, ведь именно наша страна в свое время подарила миру Сергея Эйзенштейна, Дзигу Вертова и Льва Кулешова, сформулировавшего законы динамического монтажа! Поздоровкин уже давно экспортирует русскую культуру на Запад, знакомя американцев с нашей жизнью. В его послужном списке — документальные ленты «Большой Вавилон» о закулисье главного театра страны, «Пресловутый мистер Бут» о таиландском узнике и «Показательный процесс: история Pussy Riot», который Кириллу Серебренникову запрещал показывать в «Гоголь-центре» еще Сергей Капков.
Наконец, в воскресенье четыре награды AVN Awards получил Маркус Дюпре. Хотя эту новость лучше сформулировать так: номинированный в 22 категориях петербуржец Алексей Маетов получил четыре «порно-Оскара». Хотя в прошлом году Алексей тоже был отмечен призами AVN, безусловный триумф российской актерской школы произошел именно в этом году — Маетова наградили как лучшего исполнителя 2017 года.
Дмитрий Колодин, глава социальных медиа сайта PornHub, считает награду Маркуса Дюпре заслуженной. Он отметил, что вручение проходит в рамках ежегодной конференции индустрии, куда съезжаются практически все порнографы — от мала до велика. «А значит, награды не высосаны из пальца и значимость мероприятия куда шире дебильных конкурсов в ночных клубах», — полагает эксперт.
Если русские порноактрисы для индустрии — не новость, то известных мужчин-россиян в этом жанре немного. Колодин сформулировал аккуратнее: «Скажем так, именно у российского зрителя он менее популярен, чем некоторые соотечественники, которые, как правило, не очень любят раскрывать имена и факты биографии». Вообще мужчин в порно редко знают по именам, разве что самых топовых актеров: Джеймс Дин, Джонни Синс (известен в России как Лысый из Brazzers) или Рокко Сиффреди (Маетов-Дюпре, к слову, его протеже). Колодин уверен, что и Алексей может добиться, чтобы имя Маркус осталось в головах. Он отметил, что популярность актера растет и после прошлогодней победы его рейтинг на PornHub вырос вдвое — с 3083-й позиции актер поднялся на 1407-ю.
Колодин считает, что гордиться можно и нужно любым соотечественником, который получает заслуженную награду. Трудно оспорить этот тезис.