Михаил Лермонтов, член Общественной палаты РФ и правнучатый племянник знаменитого поэта, обратился к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву с просьбой остановить застройку родового имения Середниково. В местах, где автор «Паруса» и «Бородино» писал свои первые стихи, теперь красуются модные коттеджи, которых стало настолько много, что они уже подступают к главному усадебному дому. «Шторм» узнал, за сколько здесь можно купить участок и каким образом общественники будут бороться за эту землю.
Усадьба Середниково находится в 17 километрах от Москвы. Места здесь удивительные, если не сказать священные. Вот по этой каменной лестнице маленький Миша Лермонтов спускался к пруду, чтобы искупаться, а среди вековых деревьев зачитывался стихами Пушкина и пробовал писать свои. Казалось бы, кто может посягнуть на эту тенистую тишину?! Какие еще застройщики, если территория имеет статус памятника?! Тем не менее это так, а земля в имении или неподалеку продается практически за бесценок. «Рядом усадьба Лермонтова, храм Алексия во Мцырях, экоферма. Очень красивые исторические места», — сообщается в одном из объявлений на сайте CIAN. — Площадь — 24 сотки, цена — 1 750 000 рублей». А вот еще ближе: «Участок у речки. Идеально подойдет под площадку для мероприятий. Очень красивое место, в удалении от жилых домов; близость к культурно-историческому комплексу делает его особенно привлекательным».
— Михаил Юрьевич, расскажите, когда Вы впервые забили тревогу?
— Эта история началась пять лет назад, когда администрация Солнечногорского района стала выделять здесь участки под индивидуальное жилищное строительство. В результате серии судебных тяжб мы доказали, что это незаконно (какое может быть строительство на территории памятника?!), и добились того, что установленные заборы были снесены. Но, как оказалось, успокаиваться было рано. Понимая, что на этой земле ничего не сделать, собственники участков стали их продавать. А примерно год назад Главное управление культурного наследия Московской области стало вносить границы усадьбы в кадастр, и каким-то чудесным образом туда закралась ошибка: часть земли оказалась в зоне регулируемой застройки! Проще говоря, стала доступной для возведения домов.
— Насколько сместились границы?
— В проекте зон охраны, который был утвержден постановлением правительства Московской области в 2010 году, расположение было обозначено так: «вдоль границ домовладений застройки деревни Лигачево». Теперь же она «отъехала» на 50-70 метров! Более того, когда строительство приобрело массовый характер, коттеджи начали ставить прямо напротив аллеи главного дома, угрожая историческому облику усадьбы! Я не знаю, что это — чья-то оплошность или злой умысел, но как можно трогать места, которые вот уже 200 лет считаются священными?!
— Как такое могло произойти?
— По мнению одного из представителей Главного управления культурного наследия Московской области, произошедшее вполне допустимо. Оказывается, что «вдоль» — это не значит «по границе домовладений», а может быть на любом расстоянии от нее в пределах 50 метров. Например, на 50 метров вправо или влево. Так что, будучи внесенной в публичную кадастровую карту, эта выдуманная граница позволяет выдавать разрешение на строительство даже на тех участках, где оно было запрещено.
— Получается, что это специально придумано?
— Скорее всего, это такая попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Однако факт остается фактом: памятник подвергается разрушению. Под словом «памятник» я имею в виду не только главный дом, но и землю под ним. Тем, кто его разрушает, грозит статья 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
— А кому принадлежат построенные здесь коттеджи? Это обычные люди или так называемая элита?
— Как раз это мы сейчас и пытаемся выяснить у администрации Солнечногорского района. Кто эти люди? Как они стали владельцами запрещенных участков? И, самое главное, как произошло, что земля усадьбы Середниково стала доступна для застройки? Кроме того, я обратился к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбой поручить провести кадастровый учет территории памятника, но уже в интересах государства. Пока ответа не было, но мы надеемся, что нас услышат.
— Какая Ваша конечная цель? Чтобы построенные дома снесли?
— Главная цель — чтобы эти коттеджи убрали, потому что они меняют ландшафтно-исторический комплекс усадьбы, а граница вернулась на свое место. Ну и, как я уже говорил, нам хочется, чтобы виновные понесли наказание.
— В конце концов, фамилия обязывает…
— Это действительно так. Как глава рода Лермонтовых, я сделаю все, чтобы предотвратить застройку. И, думаю, что не я один: ко мне присоединятся другие носители этой фамилии, которые сейчас разбросаны по всему миру. То, что происходит, это — катастрофа, если не сказать больше — настоящее беззаконие в отношении объектов культурного наследия!