St
Средства у нас есть, у нас мозгов не хватает
18+
Сколько демонов противостоят перезапуску франшизы о Простоквашино Фото: © GLOBAL LOOK press

Средства у нас есть, у нас мозгов не хватает

Сколько демонов противостоят перезапуску франшизы о Простоквашино

Фото: © GLOBAL LOOK press

После того как Иван Охлобыстин выложил у себя 20-секундный фрагмент нового «Простоквашино», зрители до сих пор не могут прийти в себя. Даже подписчики преподобного отца выражали в комментариях свое недоумение и осторожно указывали на «америкосовскую идеологическую диверсию». В прочих местах стесняться соавтора мультфильма было не обязательно, поэтому количество гадостей просто зашкаливало.


Большую часть жалоб, как обычно, составляло нытье фанатов с «синдромом утенка», то есть жертв импринтинга, убежденных, что первое впечатление — самое лучшее. Зачем дядя Федор теперь хипстер? Зачем Печкин без ушанки? Зачем вообще осовременивать «бессмертную классику», вводить новых персонажей, разрабатывать сюжеты, ведь можно всю жизнь гонять по кругу мультфильмы золотых брежневских времен или, в крайнем случае, переснять «как тогда» — ведь можем же повторить?!


Когда в прошлом году Disney выпустил новые «Утиные истории», релонч тоже поначалу приняли в штыки. Шутка ли, изменили графику, переделали персонажей, перекроили вселенную и добавили современных гаджетов. В русском переводе даже классическая песня звучит не так, как ее помнят 30-летние. А в итоге с ноября по март российская аудитория старше четырех лет все равно подползла к отметке в 12 миллионов человек.


Выложенное у Охлобыстина особого оптимизма действительно не внушало: анимация напомнила ролики про технику безопасности РЖД, шутки про «хипстера амбарного» с двумя подписчиками и то, что женский голос в навигаторе путает право и лево, казались нарочитыми, а озвучка персонажей — спорной. В Печкине-Охлобыстине читался доктор Быков, Шарик-Сукачев почему-то говорил с юго-западным фрикативным «Г» и вообще не старался, Матроскин-Ефремов выглядел унылым эпигоном Матроскина-Табакова.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Параллельно на новый виток вышел скандал с Эдуардом Успенским, создателем простоквашинских друзей-дауншифтеров. Еще в ноябре, узнав о планах релонча, писатель пришел в ярость. Он был возмущен тем, что студия не привлекла его к производству хотя бы в качестве сценарного супервайзера, а снимает продолжение его истории с его персонажами на свой вкус. По словам Успенского, представители Минкульта и студии встречались с ним лишь однажды, заручились устным согласием на создание нового цикла мультфильмов и больше не беспокоили. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева заявляла, что предлагала автору пять миллионов рублей, гораздо больше обычного вознаграждения. Успенский же нашел эту сумму ничтожной, ведь только японское роялти за «Чебурашку» составило три миллиона долларов.


В ноябре писатель и подумать не мог, что дело дойдет до продакшена, особенно после его возмущенного письма Владимиру Путину. То, что материал отснят и готов к выходу, стало для него настоящим шоком. Несмотря на выплаченные 5 миллионов 700 тысяч рублей, он грозит студии судом, если хоть одна серия выйдет на экраны.


Премьера первых эпизодов нового «Простоквашино» намечена на 1 апреля. Закон на стороне студии: ей принадлежат образы героев и она может распоряжаться ими как угодно. Старый признанный классик тяжело болен, что сообщает неоднозначную этическую окраску происходящему, но больше денег на его участие в проекте просто нет.



Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное


Релонч «Простоквашино» — имиджевый проект студии, который должен продемонстрировать ее триумфальное возвращение в строй. Год назад такому же тяжелобольному «Союзмультфильму» назначили новое руководство, призванное привести в порядок финансы предприятия. Юлиана Слащева делала жесткие заявления, обещая привлекать к суду недобросовестных контрагентов и бороться за каждую копейку, заработанную студией. Впрочем, никаких дополнительных бюджетов со стороны государства выделено не было.


За «Простоквашино» платит Danone, использующий образы героев мультфильма в одноименном бренде молочной продукции. До 2016 года эта компания платила только Успенскому. В 2016 году на молочников надавил Минкульт, им пришлось серьезно вложиться в спасение отечественной анимации. Стороны сошлись на сумме в 500 миллионов рублей. При этом пищевики изо всех сил открещиваются от обвинений в том, что все это рекламный проект и в мультфильме будет продакт-плейсмент.

Много это или мало? 500 миллионов — это больше, чем выделяется бюджетом на поддержку анимации (470 миллионов), больше, чем выделили на ремонт нового здания на улице Академика Королева. Больше, чем выделено за первые пять лет этого десятилетия на поддержку 35 проектов «Союзмультфильма».


Это больше, чем стоил полнометражный проект компании «Мельница» «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (350 миллионов), но меньше, чем их же будущий «Конек-горбунок», который готовится в партнерстве с создателем спецэффектов CGI-Factory (600 миллионов). Учтем, что «Мельницу» вечно ругают за сиротскую анимацию, при этом мультипликационная студия железного Сельянова обладает намного большими собственными средствами для инвестиций в проекты, чем «Союзмультфильм».


Кто там?


Производство «Простоквашино» возглавляет Алена Оятьева, выпускница мастерской Федора Хитрука. Ее послужной список включает работу над анимационным продакшеном телеканалов, создание нескольких рекламных роликов и мультфильмов и преподавание. Шеф-редактором проекта стала Маргарита Брусницына из «Вечернего Урганта», работавшая со Слащевой на СТС креативным директором. Арт-директором стала Елена Чернова из «Пилота», создавшая на студии Александра Татарского семь мультфильмов в качестве режиссера и сценариста.


Телебэкграунд причастных и даноновские не самые большие деньги обусловили формат перезапуска — горизонтальный сериал с сериями по шесть минут, всего 30 эпизодов. На серию приходится примерно 16 миллионов рублей — это меньше, чем у «Маши и Медведя».


Отсюда же вытекает и состав команды. Если классическое «Простоквашино» создавали такие мастодонты, как Аркадий Шер и Владимир Попов, то для работы над новым фильмом наняли молодых и не особо знаменитых исполнителей. Режиссерами стали 29-летний Михаил Солошенко, вчерашний вгиковец, известный своими абсурдистскими мультфильмами «На пороге Ильич» и «Опасное путешествие», а также 27-летняя дебютантка Анна Кузина и 32-летняя Евгения Жиркова, на счету которой четыре детские короткометражки.

Да, сравнивать с Владимиром Поповым трудно. «Простоквашино» он режиссировал, будучи уже крутым аниматором, в 47 лет, за его плечами уже было 15 самостоятельных работ, включая «Спасите Рекса», «Бобик в гостях у Барбоса» и двух частей мультфильма про Умку. До того он 14 лет был художником-мультипликатором и постановщиком в 30 с лишним картинах.


Еще больше смущают кавээнщики Тимофей Куц и Максим Кучин — до «Простоквашино» они занимались телекомедиями, шоу Comedy Woman и даже, гм, «Самым лучшим фильмом — 3D». Впрочем, продюсер Оятьева сказала «Шторму», что уверена и в команде, собранной студией, и в чувстве юмора сценаристов.


Нет гарантий, что ремейк с Успенским вышел бы лучше. К примеру, третья часть «Бременских музыкантов» (2001) оказалась жутким трешем, несмотря на участие почти всех создателей двух оригинальных серий 1960-х годов.


И все-таки Успенскому современность дается в целом неплохо. Желающие могут ознакомиться с его спецпроектом про Простоквашино 2016 года, который он сделал для «Одноклассников». Графическая повесть «Битва за почту» рассказывает о противостоянии простоквашинцев и коррумпированной власти, явившейся непонятно откуда. Простоквашинский сепаратизм, народные сходы, раскол оппозиции на радикалов и оппортунистов…. Впрочем, цикл «Простоквашино» вообще посвящен идее самоуправления, самостоятельности, в конечном итоге — ответственности за свою землю и свой дом. Вспомним, главный злодей из первых серий — почтальон, то есть госслужащий. Вейся-вейся, черный флаг!


У вас документов нету!


Так или иначе, это все книги. А вот последний мультфильм о Простоквашино, снятый таинственным продюсерским центром «Седьмая радуга» будто бы с согласия автора, выглядит почему-то так:

Людей, которые ждали в России-2018 полноценного релонча «Простоквашино» с графикой под стать целлулоидной анимации 1977 года, хочется спросить, сколько они готовы заплатить за 26-минутный мультфильм, который делается год и, вполне возможно, попросту не получится.


Напомним, в 2014 году одним из очередных «спасителей» СМФ был назначен Андрей Добрунов, продюсер полнометражного «Князя Владимира». По мнению некоторых экспертов, ставка, сделанная тогда на производство студией больших крупнобюджетных проектов («Суворовъ», 300 миллионов), едва не похоронила предприятие окончательно.


Предыдущий проект «Союзмультфильма» о Простоквашино был заморожен в 2009 году. Им занималась Елена Баринова («Савушкин, который не верил в чудеса»). Тот мультфильм снимали по сценарию Успенского с классическим, руками нарисованным мультипликатом.


Куратором молодых мультипликаторов была Эльвира Маслова, рисовавшая Матроскина в фильмах Попова. К проекту подключилась иллюстратор книг о Простоквашино. А главное, некоторые актеры оригинальной трилогии успели озвучить картину: Олег Табаков был здоров, Лев Дуров — жив. Вместо ушедшего из жизни в 1997 году Бориса Новикова за почтальона Печкина говорил Александр Панкратов-Черный. У Валентины Талызиной голос уже был не тот, и мать дяди Федора озвучила дочь актрисы — Ксения. За дядю Федора говорила Ольга Шорохова — «Галчонок» из оригинальных мультфильмов.


Как рассказала «Шторму» Баринова, эпизод должен был идти 52 минуты, но был разрезан пополам. 26-минутную первую часть почти доделали, но... не хватило денег на зарплаты создателям за полгода, на перезапись и печать копий. Даже на роялти Евгению Крылатову средств недостало. Эдуард Успенский и тогда потребовал каких-то гигантских отступных, врубив заднюю на последнем этапе проекта, — по словам Бариновой, они крепко поссорились с тогдашним продюсером проекта Акопом Киракосяном, и дело дошло до взаимных оскорблений по национальному признаку.


«Умелый» менеджмент Добрунова добил проект окончательно. От нового мультфильма остались рожки да ножки — мультипликат, который хранится в компьютерах прорисовщиков по всей Москве. Баринова смирилась с тем, что почти готовый мультфильм, на который не хватило миллиона рублей и доброй воли Успенского, в Бозе почил, хотя ей жаль усилий коллег. Она очень рада тому, что новое «Простоквашино», хоть тушкой, хоть чучелком, но появится на экранах. Оятьева с сожалением подтвердила «Шторму», что ничего не знает о том проекте. На вопрос «Шторма», не было ли бы целесообразно все-таки сначала завершить, судя по всему, неплохой проект 2009 года, а потом уже запускать что-то с нуля, в «Союзмультфильме» не ответили.


Баринова, к слову, напомнила, как Успенский в 1978 году умудрился один сценарий продать «Союзмультфильму» и «Экрану» одновременно, то есть провести одно произведение по двум ведомствам: советскому Минкульту и телевидению. Так, помимо поповской экранизации на свет появилось мегакриповое «Простоквашино курильщика», также известное как «Страх и отвращение в Простоквашино», «Искушение дяди Федора» или «Принял ДОБа — сиди дома».

Скриншот © Daily Storm
Скриншот © Daily Storm
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...