В истории с пятиэтажкой в центре Екатеринбурга, которую хотели снести ради строительства филармонии, — новый поворот. За нее теперь борется один-единственный человек — жительница первого подъезда Елена Шелкова. Остальные жильцы, вопреки обещаниям не сдаваться, собрали вещи и уехали. «Конечно, это неприятно, — с дрожью в голосе говорит женщина. — Но, наверное, у них были свои обстоятельства. А я не уеду и очень хочу, чтобы все поняли: я защищаю не только себя. Я защищаю свою Родину, свою страну!»
Дом на Карла Либкнехта, 40, в котором живет Елена, был построен в 1959 году и считался одним из лучшим в Свердловске. Поэтому когда ее отец, инвалид Великой Отечественной и кавалер ордена Ленина, получил здесь квартиру, это было самым настоящим счастьем. «И вот теперь, в год 75-летия Победы, его семью пытаются выкинуть отсюда за шкирку, — говорит Шелкова. — Скажите мне, такое возможно?»
Рядышком — знаменитый сад Вайнера и Храм-на-Крови, неподалеку — здание городской администрации... Место здесь действительно хорошее, наверное, потому и показалось идеальным для строительства филармонии. Поначалу жители дома еще сопротивлялись — писали в инстанции, требовали оставить их в покое и даже устраивали уличные чаепития с пирогами и самоваром, на которые приглашали всех горожан. Это был такой ответ чиновникам: мы здесь живем и уезжать не собираемся! Но силы закончились. И дом опустел.
Почему так получилось, Елена не знает. Говорит, может, кому-то заплатили большие деньги, от которых люди не смогли отказаться, может, кого-то припугнули, но она сдаваться не собирается.
«Обиднее всего, что начали давить еще и через местные СМИ, — отмечает Шелкова в беседе с Daily Storm. — Например, сегодня позвонили знакомые и рассказали, что в какой-то программе меня назвали одной-единственной женщиной, которая тормозит развитие города Екатеринбург. Меня, которая, наоборот, хочет сохранить его культурное наследие! Так и хочется сказать в ответ: «Соблюдайте, господа, законы страны, в которой вы живете. Родина не продается». Я говорила это много раз и готова повторить вновь!»
В ответ на вопрос, кто эти господа, Елена называет целый ряд фамилий, среди которых есть и руководство филармонии, и губернатор области Евгений Куйвашев. «Спросите у людей, которые все это затеяли, почему они не поступают так с собой и своими близкими! — чуть не плача, говорит она. — Пусть губернатор снесет свой дом, а наш оставит!»
По словам Елены, пятиэтажка, в которой она живет, хоть и старая, но из тех, что стоят века. В такой еще жить и жить! «Что будет, если выселят насильно? — на секунду задумывается она. — А они имеют на это право? Тут же не дорогу строят! Не электростанцию, не аэропорт».
Вообще, выселить человека возможно, но только если того требуют государственные или муниципальные нужды. Достаточно постановления главы города — и вопрос решен. Однако в филармонии, ради которой, собственно говоря, и сносится сталинка, говорят об этом с осторожностью.
«Мы такими вопросами не занимаемся, потому что сбоку припека. К тому же я сейчас в больнице, — признается в разговоре с Daily Storm ее директор Александр Колотурский. — Но про женщину знаю. Есть такая. Живет себе и живет, не могу сказать о ней ничего — ни хорошего, ни плохого».
Но вот что примечательно. Несмотря на то что Шелкова, по сути, сейчас совсем одна, екатеринбуржцы почему-то верят, что у нее все получится. В том числе и бывшие соседи.
«Почему мы уехали? — переспрашивает Иван Светлаков, который жил на Либкнехта, 40 с 1992 года. — Это было решение родителей. Но раз Елена решила там остаться, она останется. Законными методами ее оттуда не выкурить».
Изначально концертный зал хотели разместить на пруду и построить его в форме куба, чтобы весь мир смотрел и стоял на ушах, но отвергли этот вариант, потому что здание закрывало бы спорткомплекс «Динамо». Также рассматривались площадки за Макаровским мостом, на месте элеваторов на улице Челюскинцев и рядом с Дворцом молодежи, однако лучшей из лучших была признана та, что располагалась поближе к саду Вайнера. Согласно планам, строительство должно начаться осенью 2020 года.