Как стало известно Daily Storm, в отношении руководства Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), владеющей зданием на Крымском Валу, возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Следственный комитет подозревает, что руководители организации и менеджеры фирм-подрядчиков украли 50 миллионов рублей во время ремонта в здании.
Следователи утверждают, что владельцы ЦДХ заключили контракты на выполнение строительно-монтажных работ с ООО «Промжилстрой» и ООО «Интерпром». А потом эти компании, в свою очередь, заключили договоры субподряда с фирмами-однодневками, на счетах которых с 9 апреля 2013-го по 25 сентября 2015-го и осели пресловутые 50 миллионов. При этом никакого ремонта в здании якобы не сделали, а просто похитили деньги и распределили между собой.
Здесь надо сказать, что на сегодняшний день никакой МКСХ уже нет. Ассоциацию за многочисленные нарушения ликвидировали по просьбе Минюста еще в июле. Конечно, они продолжают биться за свои права в апелляционных и кассационных инстанциях, но всем уже более-менее понятно: огромное здание на Крымском Валу отойдет Росимуществу, а потом, скорее всего, Третьяковке, которой давно тесно.
И еще важно понимать, что МКСХ — некоммерческая организация, которая ничего не получает от государства. Да, она владеет огромным зданием в центре Москвы, доставшимся в наследство от Союза художников СССР, и использует его в коммерческих целях, например, сдавая помещения в аренду. Понятно, что это многих раздражает, но деньги МКСХ — это деньги МКСХ. Поэтому здесь, судя по всему, — обычный спор хозяйствующих субъектов, а не очередная прохладная история о том, как менеджеры культуры бессовестно запускают руку в казну.
За что не любят ЦДХ
Когда МКСХ ликвидировали, в их защиту никто не подал голос. Конечно, там проходят Non Fiction, «Арт-Москва» и другие важные события, но это совершенно не мешает культурной среде с ненавистью и отвращением относиться к самой структуре. Принято считать, что конфедераты — это наиболее юркие представители советских художественных объединений, которым еще до всяких залоговых аукционов удалось прибрать к рукам все годные активы, вроде огромных площадей в центре Москвы. ЦДХ в общественном сознании ассоциируется с ярмарками шуб, ярмарками меда, ярмарками щенков и другими составляющими «лужковского» стиля.
Многим казалось, что передача здания функционерам бывшего Союза художников была как минимум несправедливой. Наверняка ведь ЦДХ строился не на членские взносы. Директор ЦДХ Василий Бычков парирует: «Конечно, не на членские взносы. На доходы от деятельности художественных комбинатов, которые очень неплохо зарабатывали». Но это мало кого убеждало. Все знали, что «Арх Москва» или, к примеру, выставка «Русский леттризм» — это неплохо, а вот сам ЦДХ — это какой-то позор.
В то же время люди от души бились за сохранение самого здания. Как-то в конце нулевых Елена Батурина сидела в машине в пробке, ела апельсин, смотрела на ЦДХ и неожиданно пришла к той мысли, что Центральный дом художника тоже должен иметь форму апельсина. Позвонили архитектору Норману Фостеру, он сразу согласился. Но москвичи, как всегда, взбеленились и все испортили. Ну те же люди, которые сейчас уничтожают «Зарядье».
Потом была идея реконструировать ЦДХ и Третьяковскую галерею путем сноса здания на Крымском Валу и строительства на его месте 17-этажной гостиницы. Потом еще какие-то находки. Но каждый раз богема вываливала на улицу, а жители района Якиманка громко топали ногами на публичных слушаниях. Здание оставили в покое.
Сокровища Конфедерации
В 2014 году Минкульт пошел на ЦДХ в лобовую атаку, после того как конфедераты вывезли из страны и продали на «Сотбисе» несколько картин из огромной коллекции советского искусства, которой владеют наравне с самим зданием на Крымском Валу. Министерство культуры отчаянно не хотело, чтобы эти работы уплыли из страны. В итоге на Дейнеку специально установили заградительный эстимейт, а работу Нисского «Над снегами» выкупил за миллион 700 тысяч евро банкир Ананьев.
Примечательно, что после этого сотрудники Минкульта сами оказались под подозрением у прокуроров, ведь именно они давали разрешение на вывоз картин. Причем проданную за полтора миллиона фунтов работу они оценили в 800 тысяч рублей. В какой-то момент дело о разграблении культурных ценностей обещало стать таким же интересным, как «дело реставраторов».
Такого в Министерстве культуры простить уже не могли. Ликвидация — это был последний удар, а уголовное дело — своего рода контрольный выстрел.
Пока трудно понять, есть ли связь между скандалом с продажей картин и подозрениями в хищении денег на ремонт. Об уголовном деле не знают ни в Минкульте, ни в ЦДХ, ни в руководстве МКСХ.
Бычков отметил, что в 2012—2013 годах в здании действительно проводились масштабные ремонтные работы: заменили вентиляцию, установили четвертый эскалатор, замостили территорию вокруг здания, во многих залах поменяли полы, обновили освещение.
Он сказал, что ремонт ведется постоянно и в общей сложности за нулевые годы на эти цели было потрачено около 100 миллионов рублей. «Если бы Конфедерация не тратила на это деньги, я не знаю, как бы мы вообще дожили до сегодняшнего дня», — признался Бычков.
«Меня пока никуда не вызывали — ни как свидетеля, ни в каком-то ином качестве», — рассказал Daily Storm глава МКСХ Масут Фаткулин. Как и Бычков, он подтвердил, что ремонт в здании ведется перманентно и за качеством всегда следят. «У нас никогда не было такого, чтобы подрядные договоры закрывались в отсутствие выполненных работ», — заявил Фаткулин.
По словам руководителя МКСХ, за строительные работы всегда отвечал сотрудник по имени Михаил Курнышев, однако сейчас он ушел в отпуск по болезни и связаться с ним нет никакой возможности.
В ООО «Промжилстрой» ситуацию комментировать отказались. Сотрудница, поднявшая трубку, сказала, что совсем недавно пришла в компанию, а все остальные находятся на объектах. ООО «Интерпром», похоже, вообще занимается не строительно-монтажными работами, а торговлей станками.
Когда-то люди из ЦДХ говорили, что продажа работы на «Сотбис» позволила им очень неплохо отремонтировать здание. Миллион 700 фунтов стерлингов даже по курсу 2014 года — это больше 100 миллионов рублей. Так что хватить могло бы на всех. Тем более что деньги — не государственные.
Материал подготовлен при участии Дарьи Васильцевой
Фото: © Агентство Москва