В Российском военно-историческом обществе «Шторму» рассказали, что большую часть бюджета картины «Страсти по Зое» Егора Кончаловского составят средства Фонда кино и вложения частных спонсоров.
«Это совсем не тот случай, когда у проекта нет никакой поддержки, и поэтому мы просим деньги у людей. Краудфандинговая программа, когда люди жертвуют по 100 рублей, скорее, призвана показать, что народ поддерживает фильм, что это не насаженный сверху ура-патриотизм, что мы не заставляем считать Зою героем насильно. Но на пожертвования мы фильм не снимем, здесь у нас нет иллюзий», — сказала «Шторму» руководитель департамента по информационной политике РВИО Надежда Усманова. Она подчеркнула, что каждый перевод от простых граждан, каждые 100 рублей — это «да» фильму, «да» памяти, «да» тому, что Зоя — герой.
По словам Усмановой, несмотря на то что сбор средств — это «символический момент», деньги все равно поступают. Деньги идут не только через сайт — некоторые переводят пожертвования непосредственно на банковский счет, и эти поступления не сразу отображаются онлайн.
Впрочем, недавно некий таинственный Владимир пожертвовал на фильм аж 312 тысяч, и сейчас на счете проекта — 519 тысяч рублей. До цели в 150 миллионов рублей далеко, но уже что-то.
Ранее интернет-пользователей разозлил твит председателя РВИО и министра культуры Владимира Мединского, который разместил ссылку на страничку краудфандинговой платформы. Граждан возмутило, что государство выделяет деньги на постановки Кирилла Серебренникова и Константина Райкина, а на патриотические фильмы люди вынуждены собирать с миру по нитке. Некоторые комментарии сочились подлинной ненавистью к министру, которого твиттеряне считают пособником либерализма, западных ценностей, поискового, экспериментального искусства, а также — покровителем фрондирующей творческой интеллигенции.
«Вы что, там, в министерстве, совсем умом тронулись?! Как вам не стыдно, на фильмы о наших Героях мы всем миром собираем, а на педофильские постановки «Гоголь-центра» вы деньги из бюджета выделяете. Вы министр или кто?!» — писала женщина по имени Анна Алтухова.
«Т.е. ты будешь госденьги выделять всяким пи***м, а пенсионеры должны скидываться на патриотические фильмы?!» — вторил ей пользователь под ником Вот оно чо.
Досталось и Райкину, и Учителю, и Пиотровскому, и памятнику Солженицыну, в общем — всем. 364 комментария — и все негативные. А ведь смысл предприятия был как раз в том, чтобы создать в обществе атмосферу жизнерадостного участия, низовой инициативы, диалога, вовлеченности, всего того, чем славится, к примеру, акция «Бессмертный полк».
Режиссер фильма Егор Кончаловский пока не может комментировать «Зою» из-за условий договора, но сам по себе сбор средств на благое дело кажется ему очень достойным предприятием.
Снять фильм о Космодемьянской задумали год назад на фоне в очередной раз обострившейся общественной дискуссии о значении ее подвига. Тогда карикатурист Андрей Бильжо, имеющий образование психиатра, заявил, что Зоя Космодемьянская — никакой не герой, а обычная сумасшедшая. Эта инвектива добавилась к прижившимся в интеллигентской среде рассуждениям на тему заслуженного возмездия за поджоги крестьянских домов (партизаны уничтожали жилье в зоне оккупации, чтобы им не воспользовались немцы). В образованном классе давно было принято подчеркивать, что немцы повесили Зою по просьбе крестьян, которые были очень рады этому событию и всячески подтрунивали над Космодемьянской, пока ее вели к эшафоту. Министр культуры тогда отметил, что носителям подобных взглядов следует гореть в аду, а Зоя заслуживает хорошего фильма, не хуже чем «Спасти рядового Райана».
«Помните знаменитую фотографию – измученная Зоя идет к виселице, а на груди у нее висит табличка: «Поджигательница». Это нацисты писали. А теперь многие люди, незнакомые с историей, ведутся на интернет-мифы и заново вешают на Зою эту табличку, да и много еще чего…» — сказала «Шторму» сценарист фильма Елизавета Трусевич. Она отметила, что в культурологическом смысле Космодемьянская близка к святости, так как «была честна в своих поступках, она отдала свою жизнь за Родину, не познав ничего – ни любви, ни профессии, ни материнства». Христианские святые хотя бы верили в вечную жизнь, а у Зои не было и этого, что делает ее подвиг еще более удивительным. Трусевич уверена, что пытаться расквитаться со Сталиным и советской властью за счет замученной и повешенной девушки — не очень хорошо.
Сценарист признается, что когда писала текст, в жанровом и эстетическом плане ни на что особо не ориентировалась, так как заранее выискивать референсы для своего произведения — это «утверждение и поощрение вторичности».
«Страсти по Зое» — второй опыт народного сбора денег на съемки патриотического фильма, отражающего позицию Министерства культуры. Предыдущей сенсацией стали «28 панфиловцев» Андрея Шальопы. На эту картину удалось собрать 34 миллиона рублей, но ни о каком «символическом моменте» речи не шло, хотя злопыхатели и подозревали, что краудфандинг — лишь ширма для государственной или окологосударственной поддержки.