Всемирно известный мастер хоррора из тихой американской провинции Стивен Кинг известен как своей писательской плодовитостью, так и неразборчивостью в связях с Голливудом. Достаточно сказать, что количество экранизаций его творчества давно перевалило за сотню. Это неудивительно, если учесть, что права на экранизацию его книги вполне можно купить по цене бургера в придорожной закусочной. Такая авторская политика приводит порой к совершенно непредсказуемым результатам: от ламповых b-movie вроде «Газонокосильщика» и «Максимального ускорения» до «Зеленой мили» и «Побега из Шоушенка», от «Золотой малины» и вырезания имени писателя из титров до номинаций на «Оскар» и первой строчки в рейтинге «250 лучших фильмов IMDB».
Тем тревожнее было за цикл «Темная башня», который писатель считает своим magnum opus. Работа над проектом заняла десяток лет, сменилось несколько именитых режиссеров и студий. Кажется, вполне типичная история, когда кто-то берется перенести на экран крупный литературный цикл. Того же Джорджа Мартина с десяток лет атаковали разные студии в попытках уместить всю сагу «Песнь льда и пламени» в хронометраж трехчасового фильма. Кинговская эпопея о приключениях стрелка Роналда Дискейна включает в себя семь книг, и как знакомить зрителей с вселенной «Темной башни» — большой вопрос. Сам Кинг, посмотрев экранизацию раньше всех, ответил на него кратко и лаконично: «Это не совсем мой роман, но это тот дух и тон. И я очень счастлив». Таким образом еще до премьеры сам автор пресек возможные холивары между фанатами книжной серии.
И правильно сделал! В самом деле, сколько копий в свое время было сломано об экранизации Толкиена? Как только не гнобили Питера Джексона за боевых слонов во «Властелине колец»! А как досталось колдуну-психонавту на санях в заячьей упряжке во втором «Хоббите»? Неужели нас ждет новый раунд в этой специальной олимпиаде? Хочется сказать: «Стоп! Хватит! Не ждите дословной экранизации. Фанаты, не придирайтесь к тому, что вместо высохшего под палящим солнцем Клинта Иствуда на роль легендарного Роланда Дискейна вам подсунули чернокожего Идриса Эльбу. На дворе не шестидесятые! Прошло пятьдесят лет — так получите того Ковбоя Мальборо, которого вы заслужили. Перед вами просто кинозарисовка на тему вселенной «Темной башни». Расслабьтесь и получайте удовольствие».
В центре повествования три героя: мальчик, брутальный негр и Мэтью Макконахи в роли злодея в черном. Не знакомым с первоисточником вовсе не обязательно запоминать их имена, знать их историю и вдаваться в подробности их мотивов. Есть таинственная Темная башня, которая находится в центре миров и измерений и оберегает нашу вселенную от еще более таинственного зла, непонятно зачем стремящегося ворваться и уничтожить все живое. Брутальный негр, будучи стрелком по призванию, долгие годы путешествует сквозь измерения, чтобы помешать герою Макконахи осуществить снос многоэтажного строения и установить фашистскую диктатуру.
Последний ходит по Нью-Йорку в стильном кожаном плаще с бандой приспешников и охотится за мальчиком. Разумеется, не просто так — в нем спрятана великая сила, способная разрушить фундамент того самого таинственного строения. Приспешникам темного лорда это вообще не впервой, ибо они, судя по первым кадрам, питают слабость как к юным девочкам, так и мальчикам.
Но наш мальчик (Джейк) — особенный. Это становится понятным, если мы обратим внимание на его тяжелое детство. Он при загадочных обстоятельствах потерял отца. Мать привела в дом отчима, который его ненавидел. Джейка мучают ночные видения. Он видит силуэты, напоминающие то башню «Меркурий» из «Москвы-сити», то грозного чернокожего ковбоя, то Мэтью Макконахи. Его гнобят одноклассники, руководство школы хочет сдать в психбольницу, а мозгоправ совершенно не видит всей глубины его внутреннего мира.
На этом сходства с другим «мальчиком, который выжил» не заканчиваются. Но во избежание спойлеров ограничимся упоминанием о том, что своего Хагрида он на день рождения так и не дождался. А сам вынужден был бежать к нему через другое измерение и тот оказался не дружелюбным бородатым великаном, а довольно угрюмым и ненормальным мужчиной.
Самое интересное, что за пределами этой троицы не происходит ничего. В смысле, совсем. Это особенно обидно на фоне хорошего подбора главных героев. Макконахи невероятно стилен и крут. Идрису Эльбе легко прощаешь его «неканоничный» цвет кожи, за юного Тома Тейлора волнуешься не меньше, чем когда-то волновался за Дэниела Рэдклифа. Но от второстепенных героев совершенно ничто не зависит. Они никак не влияют на сюжет, не демонстрируют ярких характеров.
Я вовсе не хочу сказать, что блокбастер никуда не годится. На фоне бесконечных «Форсажей» и «Трансформеров» – еще куда ни шло. Просто в картине почти никак не отражена кинговская мифология. Новичкам вообще будет сложно разобраться, что к чему. Разумеется, можно сделать скидку на дальнейшие планы продюсеров снимать полноценный дорогой сериал о Роланде Дискейне. Возможно, тогда и персонажи раскроются, и мы лучше поймем их мотивы. Но, черт возьми, вселенная «Марвел» тоже велика и разнопланова. При этом в каждом фильме нам рассказывают полноценную историю со своими героями и атмосферой. Даже в самых проходных «Торах» и «Капитанах Америках». А тут нет истории. Есть стоминутный трейлер к будущим фильмам и сериалам.