Известный театральный режиссер Иван Вырыпаев выступил с обращением к деятелям культуры, в котором призвал их воздержаться от жестов поддержки российской власти в связи с арестом Кирилла Серебренникова.
В пространном манифесте режиссер отрицает легитимность российской власти, так как она наследует советскому режиму, установившемуся в результате государственного переворота 1917 года. Режиссер выражает уверенность в том, что проблемы России как во внешней политике, так и внутри страны связаны с тем, что она до сих пор не признала коммунизм преступной идеологией. «Для меня это важно, потому что большевизм и фашизм — это одно и то же. Сталин и Ленин вместе погубили даже больше людей, чем Гитлер. Аресты — следствие того, что мы наследуем режиму большевиков», — пояснил режиссер в беседе с Daily Storm.
Многие восприняли обращение Вырыпаева как призыв отказаться от государственного финансирования и выразили в связи с этим недоумение. «Тебе оно правда нравится? Ты считаешь, что это правильное письмо именно что в поддержку? «Гоголь-центр» делался на госденьги. Лучше б «Гоголь-центра» не было?» — написала литературный критик Анна Наринская под постом Ксении Лариной.
Впрочем, в беседе с Daily Storm Вырыпаев пояснил, что вовсе не призывал бойкотировать государство как таковое. Его предложение касалось только непосредственной поддержки политических решений Кремля.
«Я просто предлагаю сделать что-нибудь, чтобы изменить политическую ситуацию в стране. Бойкот государству объявить невозможно, мы и есть государство. Но можно постараться не поддерживать существующую власть в ее идеологии. Арест Серебренникова — это последняя капля. Я должен сказать своим детям, что я хотя бы попробовал», — пояснил Вырыпаев.
Несколькими днями ранее с похожим письмом выступила главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Она заявила, что театры не могут и не должны начинать новый сезон так, как если бы ничего не произошло. Кроме того, Давыдова призвала журналистов бойкотировать те театры, которые отмалчиваются по поводу ситуации с Серебренниковым.
Если Давыдова и другие деятели культуры просто заступаются за режиссера и сотрудников «Седьмой студии», то Вырыпаев уверен, что с этой властью разговаривать не о чем. Он предлагает коллегам «менять политическую ситуацию» и «работать на снижение рейтинга Владимира Путина».
Насколько эффективной может быть такая стратегия? Искусствовед Андрей Ерофеев, сам становившийся жертвой преследований после выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство — 2006», считает, что культурный протест — один из самых мощных ресурсов политической борьбы. «Сопротивление государству со стороны национальной культуры значительно эффективнее, чем со стороны других слоев населения — бизнеса, чиновничества, армии, крестьянства и так далее», — сказал Ерофеев в беседе с Daily Storm.
По его словам, причина даже не в связях и влиянии деятелей культуры, а в том, что они единственные в стране, кто может формулировать свою позицию «убедительно и соблазнительно». Искусствовед заметил, что именно поддержка интеллигенции сыграла ключевую роль в победе ненавистных Вырыпаеву большевиков, а также внесла значительный вклад в разгром гитлеризма. «Режим, от которого отвернулась его собственная культура, обречен», — резюмировал он.
Ерофеев уверен, что лет через 15 все лояльно настроенные деятели культуры, которые чего-то стоят в творческом плане, «уйдут естественным порядком вещей, то есть попросту вымрут», а им на смену придут такие же бездарные и блеклые люди, как те, что задавали тон в брежневские времена. Именно в тот момент, когда среди сторонников власти не окажется ни одного яркого, талантливого художника, политическая ситуация в стране может измениться.
Насколько соблазнительны разговоры о большевистском перевороте и выносе тела Ленина из Мавзолея — вопрос дискуссионный. Владимиру Мединскому, Наталье Поклонской и ряду митрополитов это бы, безусловно, понравилось. И все-таки чего-то в манифесте Вырыпаева явно не хватает. Кислорода, наверное.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Genrietta Peryan