В Харькове 19 мая снесли памятник князю Новгородскому, великому князю Киевскому и Владимирскому Александру Невскому. Еще в XVI веке Русская православная церковь причислила его к лику святых. Представитель Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата Владислав Цыпин предположил в разговоре с Daily Storm, что князя не лишат этого статуса на Украине, поскольку он — один из самых почитаемых среди верующих. Богослов Андрей Кураев допускает такую возможность — по его мнению, причисление к святым всегда было связано с политикой.
Фигура Александра Невского в истории — неоднозначная. По некоторым версиям, князь дружил с ханом Золотой Орды Батыем, под игом которой находились русские княжества. Историки даже называли Невского «приемным сыном» Батыя. Кроме того, Александр Невский — небесный покровитель Сухопутных войск и морской пехоты Военно-морского флота России. Поэтому неудивительно, что сейчас, после начала военной операции, на Украине могло ухудшиться отношение к фигуре князя.
Мнение представителей Синодальной комиссии по канонизации святых и Московской духовной академии
Профессор Московской духовной академии, протоиерей, член Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата Владислав Цыпин отмечает, что князь Александр Невский — один из самых почитаемых святых в России. Несмотря на то что разрушение памятников на Украине стало обыденностью, до деканонинзации Невского дело не дойдет, считает Цыпин.
«Александр Невский — один из самых почитаемых святых в России, поэтому возможность его деканонизации мне представляется совершенно исключительной. Я думаю, что каноническая украинская церковь на это не пойдет. Не знаю, каким может быть в эту сторону давление, но как будто бы сейчас там это не самая болезненная тема, чтобы заниматься ей. Если нет к этому желания», — рассуждает протоиерей.
«Разумеется, там памятники разрушают, это стало уже обыденностью. Но я не думаю, что каноническая церковь на Украине, та, которую возглавляет митрополит Ануфрий, и в составе которой значительное большинство православных на Украине, я бы сказал, вообще все православные на Украине, на это пойдет. Другие, которые также называются православными, — они раскольники очевидные», — добавил он.
Богослов также считает «абсолютно невозможным» деканонизацию Невского в России. «Я знаю, как почитает князя Александра Невского святейший патриарх [Московский и всея Руси Кирилл], и я не слышал ни разу в церковной среде никаких сомнений в его святости», — подчеркивает он.
Профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов подтверждает, что иногда в обществе происходят дискуссии по поводу «негативных и положительных соображений» об Александре Невском. Осипов говорит, что сейчас в Украинской православной церкви неустойчивая ситуация, поэтому он «не хочет гадать», какое решение могут принять ее представители о деканонизации: «Там [в Украинской православной церкви] я не знаю, какие процессы будут происходить. Вы же понимаете, что сейчас достаточно неустойчивая ситуация, просто гадать не хочется».
В то же время он подчеркивает, что в Русской православной церкви «сложилась твердая традиция и убеждение» насчет князя, поэтому исключения из святых не произойдет: «Я уверен, что нет, этого не будет. В Русской церкви сложилась твердая традиция и убеждение, поэтому я думаю, что такого не случится».
Что думает о деканонизации Невского богослов Андрей Кураев
Бывший дьякон РПЦ, богослов Андрей Кураев, в отличие от своих коллег, допускает, что и Украинская, и Русская церкви могут убрать Невского из святых. Он поясняет, что на канонизацию влияет политика. «Политические моменты» были и при включении Александра Невского в число святых, отмечает Кураев. А если что-то было внесено в церковную жизнь из-за политики, то по этой же причине может быть оттуда исключено. Кроме того, на Украине сейчас создается новая национальная история, в стране существует «естественное желание иметь местных святых и обращаться к ним», добавляет он.
«То, что некий человек почитается как святой, означает обязанность для всех остальных обращаться к нему с молитвами. Поэтому совершенно понятно, что на Украине сейчас изобретается новая национальная история, в которой, с одной стороны, — естественное желание иметь местных святых и обращаться к ним. Кроме этого, появляются и политические моменты, но дело в том, что политические моменты были и при канонизации святых, особенно Александра Невского», — говорит Андрей Кураев.
Богослов призывает не зарекаться насчет постоянства списка святых: «К сожалению, канонизация святых — это процесс, который очень проникнут политикой, очень часто сиюминутной, корыстной. Поэтому зарекаться, что это навсегда будет покрыто парчой и политические рожки и шипы никогда не выступят, — это наивно. Соответственно, если по политическим мотивам что-то было внесено в церковную жизнь, то может быть оттуда и снесено назад. Никогда не говори никогда».
Он напомнил, что в 2008 году проходил телевизионный конкурс «Имя России», в котором победил Александр Невский. «И при этом, от телевизионщиков я знаю, что на самом деле лидером тогда был Иосиф Сталин, зрители голосовали за него. И это было закулисное, политическое решение: «Нет, давайте все-таки объявим, что победил не Сталин, а Александр Невский». Так что от политики никуда не уйдешь», — приводит он пример.
По словам Кураева, культ Александра Невского — «недавняя вещь» в истории России. Это началось в XIX веке, когда три императора носили имя Александр, было «нарочитое почитание именно этого имени». Следующий всплеск популярности князя связан с фильмом «Александр Невский», который вышел в СССР в 1938 году. Со временем этот культ может сойти на нет, допускает богослов. «Тем более, что появилось множество объективных исторических исследований жизни Александра Невского, его разбойничьих походов по Прибалтике, Финляндии. Вопросы у историков могут быть, но церковь живет по своему календарю, она может не считаться с мнением историков», — добавляет он.
Случаи деканонизации в истории
Кураев и Осипов напомнили, что в истории Русской православной церкви уже были случаи деканонизации. «Например, со святой Анной Кашинской, которая была канонизирована, потом деканонизирована и потом вновь была канонизирована. Это очень редкое явление, но все может быть. Деканонизация была связана с расколом [Русской церкви], который происходил в XVII веке, была история, связанная с ее православием или, напротив, старообрядчеством», — напомнил Алексей Осипов.
По информации Андрея Кураева, исключение из святых также прошло четыре года назад: «В наши дни, примерно в 2018 году, тайным решением патриарха Кирилла около 50 мучеников были деканонинзированы, потому что выявились факты сотрудничества этих людей с органами дознания».