Лидер партии «Коммунисты России» осудил людей, которые пытаются избавиться от советских названий в топонимике российских городов. После недавнего скандала в Тарусе, когда местные депутаты предложили переименовать сразу 16 улиц, такая же ситуация произошла и в Перми, где подняли вопрос, сколько же можно жить с фамилиями Свердлова, Дзержинского, Орджоникидзе, Ленина и Кирова. «Что они сделали? Устарели? — переспрашивает Максим Сурайкин. — Ну тогда можно сказать, что и Пушкин устарел!»
Изменить границы и названия районов предложила руководитель музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева.
«Пора бы уже дать им названия, мотивирующие на новые цели и ценности», — заявила она, предположив, что это можно было бы сделать к приближающемуся 300-летию Перми. За что тут же получила целую лавину гневных комментариев.
«Наля, а чем вам Дзержинский не угодил? А Киров, Киров-то чем не нравится по дороге в светлое будущее?» — допытывались пермяки.
«Уважаемая Наиля, занимайтесь, пожалуйста, своим музеем и не пытайтесь переписывать историю нашего города! — призывали они. — Оставьте город в покое! Хватит! Эти названия мне очень нравятся. Хоть какая-то память о стране и времени, в котором я родился».
Стоит сказать, что такие предложения звучали и раньше. Причем не только в 90-х, когда это было особенно модно, но и в наши дни. Например, в городе Боровск местные краеведы и активисты Всероссийского общества охраны памятников предложили переименовать площадь Ленина в Торговую, а улицу Урицкого — в Спасскую. А Екатеринбургская епархия публично поддержала идею переименования Свердловской области, объяснив это тем, что «революционер Яков Свердлов не может быть ориентиром для общества». А про Тарусу говорили, что там такое предложение поступило не от батюшек, а, на минуточку, от депутатов!
«Мы считаем, что это просто самопиар определенной части чиновников, которые почему-то не любят советский период нашей истории, — говорит Daily Storm лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин, к которому мы обращаемся первым делом. — И в этом нет ничего, кроме желания лишний раз оскорбить простых людей и показать им свою власть. Мы осуждаем такие попытки и будем с ними бороться! А по поводу того, что там что-то устарело... Ну тогда можно сказать, что и Пушкин устарел! Поэтому все эти обоснования абсолютно притянуты».
«Люди, которые такое заявляют, в душе — враги народа, — уверен политик. — Антикоммунисты. Как правило, их дети живут и учатся где-нибудь за границей. И им глубоко плевать, с каким трудом зарабатываются деньги. И вот это отношение к названиям — как раз проявление их ненависти к тем, кто когда-то боролся за интересы народа. Мы категорически против таких переименований и считаем, что советские топонимы должны сохраниться. Это — наша история, которую мы любим и уважаем!»
Не в восторге от идеи переименовать Кировский, Ленинский или Свердловский район Перми во что-нибудь более молодежное и доктор политических наук, профессор МГУ и публицист Сергей Черняховский, который тоже прослеживает во всем этом какую-то политическую подоплеку.
«Если говорить про Тарусу, то это попытка тех или иных местных руководителей привлечь к себе внимание и завоевать популярность, ведь впереди парламентские выборы, — объясняет он. — Этот тарусский глава (Руслан Смоленский. — Примеч. Daily Storm) — он же длительное время был вице-губернатором Калужской области. Насколько я помню, сначала его шаг за шагом избавляли от полномочий, а потом и вовсе отправили куда подальше из-за того, что он не справился с предыдущей работой. Не знаю, что там с пермским директором музея, но, скорее всего, что-то подобное. Это люди вроде Геростратов, которые хотят получить известность на разрушении. Это такая страсть к черному пиару!»
По словам профессора, на самом деле подобные идеи лишь создают дополнительные линии расколов. К тому же зачем это вообще нужно — принижать значение всего советского?
«А то через какое-то время начнем переименовывать обратно, — иронично продолжает он. — Например, восстанавливать улицы Троцкого. К сожалению, в России уже показывали дурной пример, сломав монумент Дзержинскому. Хотя могу напомнить, что даже в 1918 году, когда был издан Декрет Совнаркома о снятии памятников царям и их слугам, в нем было одно важное дополнение: это не распространялось на работы, представляющие художественную ценность. Классический пример — памятник Николаю I, который с советской точки зрения был палачом декабристов. Так что дичь это все, глупость, абсурд!»
Тем временем сама Наиля Аллахвердиева (к слову сказать, лауреат премии Сергея Курехина) считает, что не заслужила той критики, которая обрушилась на нее сразу после публикации с риторическим «Сколько можно жить со Свердловым?» Она просто поинтересовалась мнением о названиях, «которые уже морально устарели», а встал весь город! Однако, подчеркивает девушка, она живет здесь вот уже больше 10 лет и ей не все равно.
«На территории Перми достаточно опорных исторических ресурсов, чтобы провести ревизию и конверсию, но все почему-то начинают руками и ногами держаться за эти советские топонимы как за какую-то невероятную сакральность...» — удивляется она.
«Вы знаете, меня очень сильно расстраивает формализм нашей жизни, — обращается она к критикующим. — Мы живем в какой-то бессмысленной среде, где ничто ничего не значит, и даже названия улиц не несут каких-то эмоциональных переживаний. Мне кажется, что среди тех, кто высказался, в основном лишь старшее поколение, и было бы интересно узнать мнение новой генерации людей — молодежи. Я считаю, что нам надо думать о будущем: куда мы придем с этими топонимами, с этими историческими хвостами? И какие могут быть альтернативы?»
Кстати, тема топонимов неоднократно поднималась и в творчестве российских авторов-исполнителей. Например, лидер группы «Ноль» Федор Чистяков посвятил им песню «Просто я живу на улице Ленина». А бард Александр Новиков — композицию «О названьях городов», в которой предлагал называть фамилиями бывших правителей только кладбища. «Но по мне, хоть ты герой, / По всем меркам вымерен — / Город выстрадай, построй, / А потом уж — именем», — говорилось в тексте.