Вася Васин разразился сольным альбомом «Триумф». 11 ироничных треков петербургского рифмоплета, старого радикала и рейвера-экстремала записаны с участием целого созвездия друзей Васина, включая группу «Биртман», Машу Макарову («Маша и медведи»), Децла и лидера «Психеи». Участвовали и соратники Василия по «Кирпичам» — басист Danny Boy и ударник Вадим Нос Латышев, но Васин подчеркивает, что это исключительно его работа. 1 декабря в Москве пройдет презентация альбома, причем вход на нее будет бесплатным. Daily Storm поговорил с саркастичным рэпером о его релизе и обо всем, что в нем необычно, а он заодно рассказал нам о своем отношении к прессингу властей, нелюбви к Монеточке и поделился планами церковной карьеры.
О свободном входе на премьеру
Выход альбома — это праздник, притом достаточно редкий. Чем старше становишься, тем такие и праздники происходят реже. «Кирпичи» не выпускали ничего уже года три. Столько же и у меня не было сольных релизов, если последним считать записанные с группой Blues Doctors «В ритмах синевы».
А раз праздник, то хочется, чтобы больше народу пришло: и друзья, и друзья друзей. Проще всего это сделать в режиме открытых дверей. Поэтому бесплатные концерты — это жест гостеприимства, символический подарок на мой день рождения: он у меня как раз 1 декабря, в день московской презентации альбома.
Согласен, это немного похоже на публичную проповедь. Чуваки из группы Blues Doctors давно уже прозвали меня Reverend Basil, то есть преподобный Василий. И постоянно ржут по этому поводу: мол, следующий альбом мы должны записать на религиозную тему, чтобы я на нем обращал всех в свой блюз-культ.
К слову, я собираюсь сделать с Blues Doctors пластинку в духе Фредди Кинга. Великий, хоть и незаслуженно подзабытый сейчас блюзмен, любил благословлять прохожих, выставив руку из окна машины, подобно Литтл Ричарду, хоть и не был священником.
Я недавно давал интервью петербургскому православному журналу «Вода живая». Его редактор — протоиерей Александр (Сорокин), клирик храма Феодоровской иконы Божией матери. Длиннющее интервью на религиозную тему. Я писал свои ответы очень старательно и вдумчиво, по одному в день, в итоге подготовка материала заняла две недели. Среди присланных вопросов были и провокационные, но все они сводились к тому, ощущаю ли я ответственность за последствия того, что несу в мир. Выпуск с моим интервью выйдет уже вот-вот.
Об авторском подходе и приглашенных артистах
Все мои сольники — мои личные произведения, а «Триумф» создан мной полностью вообще от начала до конца. Я сам его задумал, написал, руководил записью, свел. Отмастерил тоже, считайте, сам, стоя над душой у специалиста. И сам издаю релиз. Для того чтобы быть релизом «Кирпичей» — у «Триумфа» слишком попсовый, легковесный саунд, а тексты, понятно, в том же ключе.
Артистов-гостей для «Триумфа» я набирал по знакомству и ставил им задачи, руководствуясь личными симпатиями. Компания очень разношерстная: там есть и очень старые мои друзья, и те, с кем судьба свела совсем недавно. Например, с Лешей Румянцевым из группы ППР («Пионерлагерь Пыльная Радуга») я познакомился всего год назад, но крепко сдружился.
Каждый участник здорово изменил песню, с которой работал. К примеру, тот же Леша от меня получил только текст и бит «Синего шара» и сам придумал треку аранжировку, а потом и свел. А вот Машу Макарову («Маша и медведи») я знаю с 1996 года. Не сказать, что близко дружили все это время, но в последние годы все чаще пересекались. Весной у нее вышла новая песня с моим участием. Теперь вот Маша спела уже для моего проекта. У нее великолепная вокальная партия на треке для трека «Миру — мир». В нем же занят Le Truk (Децл) , которому я однажды вручал премию за вклад в хип-хоп, как ни забавно. И лидер «Психеи» Дмитрий Фео Порубов сыграл для него на басу. Участников действительно много, причем действительно разных.
О любви к принципу производства «сами варим — сами мажем»
Большую часть гостевых партий мы не торопясь записали в Санкт-Петербурге. В московской студии писались Децл и Сергей Мезенцев в образе Lil Dik. Остальные — примерно треть участников — работали в домашних условиях, дистанционно.
Я обожаю домашние записи.
В 2006 году при первой появившейся возможности «Кирпичи» записали дистанционно почти весь альбом «7». Мы с Данилой сидели по домам и пересылали друг другу записанный материал по электронной почте. Потом сводили.
Представьте, как записывались в ту пору мои гитарные партии. На двуспальную кровать ставился стоваттный комбик Ibanez, под нее был просунут микрофон Shure 57, все накрыто ватным одеялом. Так, к примеру, записано соло к песне «Одиноко».
Это был один из лучших гитарных опытов за всю мою гитарную карьеру.
Вот пересводить Лешину аранжировку «Синего шара» мы не стали — просто мастернули демо, которое он прислал. Машин вокал вокал на «Миру — мир» записан на микрофон макбука — эта диктофонная, по сути, запись была достаточного качества, чтобы уйти на сведение.
Эрнесто Заткнитесь, работавший дистанционно, очень быстро справился со своей частью. А 2rbina 2rista вообще стали чемпионами. Они прислали запись через три дня после того, как я предложил им участие.
О смысле альбома, его названии и треках
Кому-то покажется, что это мой триумф, в мою честь. Но торжественного шествия, багряного плаща, колесницы и прочего не будет. Может, позднее, лет через десять устрою — к 53-летию.
Альбом надо было как-то назвать. Сначала я хотел дать ему имя «Триумф дружбы 2019», потом решил, что это слишком длинно, остался «Триумф».
Жесткой продуманной концепции, четкого месседжа у альбома нет. Есть несколько литературно-музыкальных произведений, которые выстроились в некоторую логическую цепочку. Впоследствии оказалось, что у нее есть развитие, драматургия, логика. Их заметно, если прослушать «Триумф» целиком. После кульминации альбома идет трек «Посвящение Хармсу», который мне самому кажется ключевым именно с этой точки зрения. Чем больше переслушиваю, тем большей своей удачей начинаю считать.
Тем, кто сомневается, скажу наверняка: в альбоме есть юмор, ирония, метафоры и вообще употребление слов в их переносном значении.
Сюжет для песни Sobranie взят мной из реальной жизни. Один мой друг, находясь под воздействием наркотиков, — читатель, никогда не употребляй наркотики! — пришел на родительское собрание в школу, где учился его ребенок. Внешние и внутренние факторы вызвали у него наступление состояния, известного как «измена». Об эмоциях и мыслях, которые его посетили, как раз и написана песня.
Хотя, по-моему, родительское собрание — это по определению страшно, безо всяких наркотиков.
О коллегах
С Дэвидом Бирном я бы не стал экспериментировать. Недавно хотел переслушать все Talking Heads — не смог. Тяжело. Хотя я видел его однажды, когда Игорь Тонких привозил его в Россию. Он стоял в баре в очереди за пивом.
Нужен ли Цою памятник? Я не против, хотя, мне кажется, памятники ему уже есть много где, в том числе и в Петербурге. Я сам часто бывал у могилы Цоя, он похоронен рядом с моим одноклассником. Я видел, что там происходит: это настоящая народная любовь, очень горячая. При этом не вижу дурного и в том, что его «Кукушку» по Первому каналу в «Голосе» поет каждый второй, и в памятнике тоже. Герои из народа со временем легализуются в официальной культуре. А Цой — это наше все.
А вот с Летовым и аэропортом ничего не получится. Мы же не в Финляндии или Швеции, чтобы такое могло получиться. Хотя затея правильная, я не знаю выходца из Омска известнее. Правда, сам я не фанат Летова, скорее отстраненно уважаю. Единственная песня, которую знаю наизусть и могу спеть-сыграть, — «Все идет по плану». И кавер у нас был на песню «Попс»: «какая попсня, вырубите на *** [поругание]». Но это из-за друзей и коллег — они «Гражданскую оборону» очень любят. Даня вообще фанат.
Я БГ люблю гораздо больше. Все, что он выпускает, мне нравится, а последний его сольный альбом «Время N» вообще шикарный. Там есть песня «Прикуривает от пустоты» — она месяц у меня была на репите. Чуть ли не каждую ночь слушал.
Не знаю, чем Женю Федорова из Tequilajazzz так зацепила Монеточка. Мне вот вообще не зашло. По-моему, своими песнями она очень напоминает какую-нибудь Наталью Ветлицкую. Гречка, по-моему, лучше — она гранж, рок и вообще.
О новостях
В Москве о политике говорят больше, чем в Петербурге. В моем окружении, по крайней мере, так, всем по барабану, кто сейчас губернатор и когда выборы. Напоминает времена застоя 1980-х, когда ничего нельзя поделать с ситуацией по большому счету, но и надо ли?!
Власти прессуют музыкантов и музыку. Это так, но на то они и власти, чтобы прессовать. Мы вот застали десятилетие, когда никто никого не прессовал — нам повезло. С тем материалом, который у нас был тогда, сейчас мы бы огребали по полной, не хуже несчастного Хаски. Довольно невинного исполнителя. За что к нему прицепились? Почему именно он? Случайность.
О творческих планах
Новый альбом «Кирпичей» тоже не за горами. Планируем приступить к работе весной, хочется записать эклектичную пластинку — винегрет из стилей всех этапов нашего творчества. Но, к сожалению, у нас пока конь не валялся. Не могу поклясться, что к весне мы все же раскачаемся. Как вы сказали? «Кирпичи» тяжелы на подъем»? Надо запомнить.