Листая старые семейные альбомы, многие из нас наверняка натыкались на карточки с Владимиром Высоцким. Подобные снимки были очень популярны в 80-х и имелись чуть ли не в каждой советской квартире. Однако мало кто знает фамилию их автора. Это легендарный фотограф Валерий Плотников. «Мой любимый кадр? — переспрашивает он. — А вы знаете, их два: это снимок, на котором Володя с бородой и тот, где Марина причесывает его как маленького мальчика. Есть в них что-то такое, что очень точно передает его характер!»
— Валерий, сегодня Владимиру Семеновичу могло бы исполниться 85 лет, и все пытаются вспомнить, каким он был. А ведь вы знали его лично…
— Это был необыкновенный человек! Непростой и необыкновенный. Не скажу, что мы дружили, но были знакомы, и я много его снимал. Чтобы вам было легче представить, я посвятил ему целый альбом. А это 196 полос и 283 или 284 кадра. Я их специально посчитал.
— Расскажите, как вы с ним познакомились?
— Это было на «Ленфильме» во время съемок фильма Геннадия Полоки «Интервенция». Я был студентом ВГИКа и проходил там практику.
Плюс — снимал Володю на концерте в Доме культуры пищевиков. Это в Ленинграде. И одна из фотографий получилась настолько необычной, что он обратил на меня внимание: надо же, даже репортажный снимок может создать образ!
— О нем уже говорили? Или он был еще никому не известным начинающим певцом?
— Говорили. Не все, но говорили — не помню, какой это был год. Помню только, что в тот момент все уже пели его песни, хотя вряд ли знали в лицо. В Театр на Таганке тогда еще мало кто ходил. А фильмы с Высоцким шли, что называется, 32-м или 36-м экраном.
Почему и рождались все эти легенды. Слушая Володю, люди думали, что он действительно участвовал в Великой Отечественной. Что сидел в тюрьме. Что был моряком или летчиком. Да кем он только для них не был! Настолько убедительно звучала его лирика.
А он был только актером…
— Сейчас пересматривала ваши фотографии и поняла, что многие из них мне знакомы. Но, пожалуй, самая любимая — это та, на которой Марина Влади пытается его причесать. Столько в ней тепла. Столько нежности. А у вас?
— Любимая? И моя, и Володина — там, где он с бородой; густой, настоящей. И — чуть-чуть глядит исподлобья. Ему очень нравился этот образ!
Ну и, конечно, тот снимок с Мариной. За который я ей очень благодарен. Володя там... какой-то необыкновенный. Как в детстве. Не тот, не известный Высоцкий, а совсем мальчишка. Так смотрит ребенок, которого причесывает мама.
— Вспоминая о Владимире Семеновиче, часто говорят, что он был недооценен. Им не дорожили. Или это неправда?
— Это действительно так. Да и сегодня не ценят. В прошлом году я хотел издать виниловый альбом Высоцкого. Но опять не случилось, потому что устроили вот эту заваруху на Украине. А винил печатается только на Западе, и никто больше не хочет иметь с нами дела — даже если это Владимир Семенович.
Грустно... А я так мечтал, что у меня это получится — и я буду знать, что все, что я мог сделать для Володи, я сделал. Но, как я понимаю, это уже не случится ни-ког-да.
— Как вы думаете, ему было бы тяжело в сегодняшнем времени?
— Я думаю, что практически невозможно. Володя был очень честный и очень искренний человек. Как же он переживал, когда началась война в Афганистане! А уж сейчас…
Хотя, как говорится, это уже нетелефонный разговор, потому что у него была масса друзей на Украине. Да и сниматься он начинал именно там, на Одесской киностудии.
Не о чем говорить, к сожалению. И... больно говорить.