В Союзе театральных деятелей новый председатель. Это народный артист РФ Владимир Машков, сменивший проработавшего на этой должности 27 лет Александра Калягина. Как этот выбор оценивает его же коллега, ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Князев? С какой просьбой он обратится к нему в первую очередь? И при чем здесь Толстой и Лорка?
— Евгений Владимирович, добрый день! Как вам выбор нового председателя?
— А вы знаете, я внимательно послушал его точку зрения и его позицию, и она была очень взвешенная и продуманная! Поэтому я бы сказал «да». Меня все устраивает!
Он говорил, и я видел его внутреннюю силу. Понимание проблем, уверенность. А это должно быть у руководителя — человека, который объединяет такое количество людей, да еще и театрального дела. Людей, у которых столько собственных амбиций и собственных взглядов!
А самое главное, когда Александр Александрович обратился к будущему руководству с просьбой «ничего не ломать», потому что СТД уже 150 лет, Машков дал понять, что этот совет услышан. И даже привел цитату из Толстого. Что нельзя разрушать то, что сделано твоими предшественниками, это надо приумножать и идти вперед.
— Как вы думаете, какую проблему театра ему стоило бы решить в первую очередь?
— О, а тут каждый театр найдет свою. У богатых жемчуг мелок, а у кого-то щи пустые. Все не выровняешь!
Ты не сделаешь так, что все оперные театры страны будут существовать так, как существуют, предположим, Большой или Мариинский, — нет! Хотя проблем хватает и у Большого (это я к примеру. Вместо него я могу назвать любой другой).
Но он лицо всей страны, и это огромная ответственность.
То же самое и с драматическими. Это одна из самых важных институций и центр сохранения культуры.
Да и где как не в театре разговаривать о человеке? О его мыслях, о его чаяниях? Вот я всю жизнь работаю в Театре Вахтангова и благодарен судьбе, что все руководители, с которыми мне приходилось общаться, думали о том, как тронуть сердце зрителя.
А сейчас я стою у окна и готовлюсь к премьере спектакля «Обыкновенное чудо». Казалось бы, сказка. А сколько в ней о душе, о любви! О вечном!
Я бы даже привел цитату Федерико Гарсиа Лорки: «Над всеми театрами, от самых скромных, провинциальных, до больших столичных театров должно реять слово «Искусство», не то придется водрузить на театр вывеску «Купля-продажа» или того хуже».
И тогда театр — это тоже оттуда, из Лорки — сможет объединить нацию. Собрать ее воедино, если он занимается искусством. И если у него за спиной растут крылья! А не копыта.
Если копыта, то он ее только развратит.
Поэтому проблем много, и все не решить. Но если хотя бы какому-то театру можно будет в чем-то помочь — это тоже важно!
— У вас будут к нему предложения?
— Ну, например, я считаю, что СТД должен иметь Театр дружбы народов. Чтобы коллективы из регионов не переживали, где им выступить, когда они будут приезжать в Москву.
Я бы очень хотел, чтобы он был!
А еще — поднял вопрос о художественном образовании. В данном случае о театральном: потому что слишком многим непрофильным вузам кажется, что они могут этим заниматься. И я буду просить Машкова, чтобы это как-то решалось.
— Вы упомянули такое слово: «купля-продажа». Это ведь тоже проблема...
— А вы знаете, когда мне задают вопрос про политику, я обычно говорю, что это не моя тема. Но когда я прихожу в театр и вижу, что там дешевая копеечная постановка, лишь бы это принесло деньги, — мне всегда грустно.
Я понимаю, что театрам надо зарабатывать. Но ведь публика любит и что-то серьезное, а не только смех ниже пояса!
Ну ведь ходят к нам на спектакль «Война и мир»! Который идет пять часов. На «Маскарад», на «Евгения Онегина». И сидят на них до конца. А зрителей надо воспитывать — это и есть наша миссия.
— Тогда небольшое пожелание Владимиру Львовичу на его новом поприще.
— Сил! Сил во всех его начинаниях.
А он, смотрите, уже и театр возглавил. У него школа сценических искусств. Он замечательный артист. Поэтому важно, чтобы он так и продолжал!