St
«Если кто-то отмывает деньги, снимая бездарные фильмы про войну, — это лучше, чем потратить их на крылатые ракеты»
18+
Кинокритик Антон Долин рассказал, как ненавязчиво привить интерес детям к истории и почему тема ВОВ до сих пор интересна всем Коллаж: © Daily Storm
Эксклюзив Мнения

«Если кто-то отмывает деньги, снимая бездарные фильмы про войну, — это лучше, чем потратить их на крылатые ракеты»

Кинокритик Антон Долин рассказал, как ненавязчиво привить интерес детям к истории и почему тема ВОВ до сих пор интересна всем

Коллаж: © Daily Storm

Как пробудить интерес к истории своей страны и Великой Отечественной войны в детях и подростках? Нужно ли людям, уже выросшим в XXI веке и не знавшим ветеранов, показывать фильмы о той страшной войне? И как быть, если современных достойных российских картин на тему ВОВ очень мало, а лучшие снимают за океаном? На все эти сложные вопросы мы попросили дать ответы критика Антона Долина. В беседе с Daily Storm киноэксперт успокоил — интерес к теме войны будет у зрителей любых возрастов всегда. Главное — продолжать снимать кино и не заставлять детей смотреть фильмы именно к 9 Мая.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Интерес к войне, как основной инстинкт, и древние греки, как изобретатели жанра военного «кино»


Хорошие фильмы про войну не потеряли своей актуальности ничуть и они нужны по-прежнему. Да, XXI век — время высоких технологий и компьютеров. Но в мире война идет бесконечно. Она не останавливается. На территории бывшего СССР идет война: все знают про Донбасс. Только что был очередной карабахский кризис. Я уже молчу про Ближний Восток, что там творится всегда.


Вторая мировая — это последняя глобальная война. С тех пор было много войн, некоторые идут сейчас, но ни одна из них не приобрела такой глобальности. Ни в одной из них нет такой уютной поляризации добра и зла, как там.


Мысль, что война, Вторая мировая, закончилась аж в 1945 году, а сейчас 2021-й и все это устарело, нелепа. Потому что идеи милитаризма, противостояния, отстаивания своей земли, на которую пришли захватчики, — они универсальны и во времена трехсот спартанцев, и во время 1940-х годов. Все эти идеи остаются прежними. Они никуда не деваются и волнуют людей. Если фильмы потеряли свою актуальность, то это говорит скорее о том, что эти фильмы не так уж хороши, а не из-за того, что это не та тема, не тот жанр.

Война — это один из главных аттракционов. От этого грустно, но это так. Никак от этого не отвернешься — война зрелищна, драматична. Первое значительное произведение европейского искусства — это что? «Илиада» Гомера! С Гомера началась европейская литература. Это произведение о войне.


Кстати, Гомер избегал этих однозначных разделений на хороших и плохих. Мы разве знаем, кто положительный герой, а кто отрицательный: Ахилл хороший или Гектор хороший? Там нет плохих и хороших — просто сражаются две силы, побеждает то одна, то другая, и в этом есть драматизм, и это интересно.

Педагоги-гении, видеоигры и тотальное ненасилие


Сажать детей и подростков перед телевизором или вести их в кино на такие фильмы не надо в любом случае. Допустим, ты говоришь своему ребенку: пойдем на фильм про войну, а он тебе говорит: я хочу на мультфильм. Ты ему: нет, надо на фильм про войну, тем более 9 Мая. Так нельзя! Если вы хотите, чтобы вашему ребенку понравился хороший фильм про войну, то насилием над ним вы только отвратите его от подобного кино. Ничто не должно делаться через силу.


Как пробудить интерес? Есть интернет и самообразование. И школа. Например, в моей школе была потрясающая учительница по истории, и она пробуждала в нас интерес то к Древнему Риму, то к Средневековью, то к XVII веку, потому что она ужасно интересно обо всем рассказывала. Мне был неинтересен кардинал Ришелье даже после «Трех мушкетеров», но послушав ее, становился интересен. Школьниками мы проводили суды над известными личностями, например, над Наполеоном — хороший он или плохой.


Все зависит от того, кто преподает историю и в какой форме. Но форма никогда не должна быть насилием. Когда насильно говорят, что все должны знать историю и любить Родину, ты начинаешь отворачиваться от своей истории и ненавидеть свою страну.


Увлечение играми — это нормально. Это восходит к тому же самому Гомеру. Люди, когда читали его произведения и восхищались ими, тоже не думали о перерезанных глотках, хрипах умирающих, о детях-сиротах, они думали о красоте сражения. Искусство, к сожалению, всегда занимается романтизацией боли. Это такой формат терапии. Искусство нас учит не бояться крови и смерти. Таким образом, дети будут предпочитать играть в компьютерные игры и не будут по-настоящему желать убивать, это хорошо... Главное, чтобы у нас призыв в армию отменили.

Русские фильмы о войне: дешево и сердито


Вот, я смотрел вполне симпатичный фильм «Грейхаунд» с Томом Хэнксом в прошлом году. Но, честно говоря, за исключением уровня актерской игры, это фильм вполне уровня хороших отечественных блокбастеров. Но там спецэффекты, конечно, получше. Я не знаю, чем «Грейхаунд» лучше «Девятаева» или пресловутого «Сталинграда». Да, «Т-34» гораздо примитивнее придуман и нарисован. Но давайте не будем забывать, что «Т-34» имел колоссальный успех в Японии, где людям плевать на пропаганду. Просто им понравилось, что война показана как компьютерная игра.

Время идет, публика меняется и требует новых форм. Режиссеры и продюсеры эти формы интуитивно ищут. И когда они их находят, они иногда попадают впросак... Я не стал бы здесь делать каких-то глобальных выводов.


Наше кино уступает голливудскому в среднем по двум простейшим причинам: гораздо меньшие бюджеты и отчетность, то есть когда фильм делается для галочки. И когда берешься за такие темы только лишь из конъюнктурных соображений, просто для того, чтобы заработать денег или отчитаться перед начальством, то понятно, что из этого ничего хорошо получиться не может.


Но посмотрите на истории создания лучших советских фильмов о войне! Даже когда как бы «по заказу», все равно делалось вопреки цензуре. Вот, тот же самый «Иди и смотри», его выпустили в 1985 году, потому что это было 40-летие Победы. Но Климов до этого десять лет работал, бился, сражался с цензурой за каждого актера, каждое художественное решение и все делал не так, как было принято. И поэтому получился выдающийся фильм.


Поэтому когда кто-то снимает условных «28 панфиловцев» или «Подольских курсантов» и хочет попасть в некие ожидания, которые как бы существуют у государства, то тут всегда получается какой-то неловкий результат.

Не надо ни с какими фильмами бороться и запрещать. Если фильм хороший (на любую тему и сделанный кем угодно), он все равно будет увиден публикой, ей понравится и все будет хорошо у этого фильма. Если эта картина бездарна, то она забудется через год или быстрее, но и в этом нет ничего страшного. Если кто-то отмывает деньги, снимая бездарные сериалы или фильмы про войну, то это в любом случае лучше, чем эти деньги наше правительство потратило бы на помощь условно в виде крылатых ракет братской Северной Корее.


Смотреть и снимать нужно талантливые фильмы. О чем они говорят — о войне, динозаврах, любовных приключениях или инопланетянах, — не имеет никакого значения. Талантливое кино всегда научит тебя хорошему и даст тебе немного света и радости, даже если в самом фильме все беспросветно плохо. Просто талантливое просветляет. Понимаете, Стас Михайлов может написать очень бодрую песню, а «Реквием» Моцарта может быть очень грустной музыкой, но от «Реквиема» света и радости в вашей душе будет, скорее всего, больше.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...