В Telegram-каналах и СМИ разошлась информация о том, что сотрудники пунктов выдачи заказов онлайн-магазина Wildberries объявили забастовку по всей России 15 марта. Работники недовольны коллективной ответственностью и 100%-ми штрафами за возврат товаров. Президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла (РАЭРР) Андрей Карпов в беседе с Daily Storm рассказал, как забастовки скажутся на Wildberries и стоит ли россиянам ждать повышения цен уже в других маркетплейсках.
Повлияют ли забастовки на работу Wildberries и цены внутри маркетплейса?
«Все зависит от того, насколько действительно массовая забастовка в пунктах выдачи заказов. Потому что если это единичное количество компаний, то это никаким образом не повлияет на решение компании [Wildberries]. Если какая-то достаточно заметная часть пунктов выдачи заказов будет закрыта — конечно же, это повлияет на бизнес компании: она будет вынуждена достаточно оперативно найти какие-то взаимоприемлемые условия. А тогда эти условия будут новыми».
«Первоначально была информация, что незначительное количество пунктов закрылось — это конечно, не может повлиять на решения, тем более что всегда найдутся другие участники рынка, другие владельцы помещений либо те, кто будет желать открыть пункт выдачи заказов».
«Понятное дело, что Wildberries хочет навести порядок со своими пунктами, потому что пункт — это лицо компании. Соответственно, должны быть определенные стандарты и определенные требования к ведению бизнеса».
«Их [пунктов выдачи] в любом случае меньше не станет. В любом случае компания предчувствует какие-то серьезные сложности. Если они будут возникать, она будет очень оперативно договариваться».
Могут ли измениться цены на других маркетплейсах?
«Станут ли товары дешевле или дороже — здесь тоже очень много факторов влияет. Дороже, чем у конкурента, — вряд ли. Хотя электронная витрина, которую собой представляют маркетплейсы, создает возможность присутствия на ней большого количества участников рынка. Практически любой может начать торговать на маркетплейсе».
«Остальные маркетплейсы тоже за всем этим смотрят. Есть определенные лидеры на рынке, у которых правила работы в какой-то мере похожи. Соответственно, всегда есть из них какой-то передовик, который внедряет подходы первым, а другие ориентируются на него и лучшие практики стараются проецировать, в том числе на себя. Соответственно, все смотрят друг за другом, контролируют друг друга. Ценовые параметры у всех примерно одинаковые, условия работы примерно у всех одинаковые — у лидеров среди маркетплейсов».
«Покупатель голосует рублем за товар. Маркетплейс в целом заинтересован, чтобы у него не было продавцов, предлагающих что-то неадекватное или по неадекватным ценам. Такая вычистка тоже происходит. Здесь идет постоянный процесс. Все дышат друг другу в затылок».
Что произошло с Wildberries и как на это отреагировали власти?
Ранее в Telegram-каналах стала распространяться информация о планах сотрудников пунктов выдачи Wildberries устроить с 15 марта забастовку из-за полученных от компании штрафов. При этом в пресс-службе Wildberries тогда заверили, что пункты платформы «работают в стандартном режиме».
Тем временем на сайтах объявлений начались продажи пунктов выдачи товаров Wildberries. Россиянам предлагают купить точки от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. При этом все продавцы обещают работу «всегда в плюс», растущий спрос и своих квалифицированных сотрудников.
Forbes писал, что все протестующие недовольны изменением политики компании: Wildberries решил обязать сотрудников ПВЗ (пунктов выдачи заказов) компенсировать полную стоимость посылок, если покупатель вернул их из-за брака или несоответствия товара заказанному. В компании якобы руководствуются результатами собственного исследования, которое показало, что в 98% случаев виноват не покупатель, а сам сотрудник пункта выдачи заказов.
Позднее Генпрокуратура РФ поручила провести проверку опубликованной в СМИ информации о нарушении трудовых прав работников Wildberries. В ведомстве пообещали дать этому «принципиальную правовую оценку».
15 марта в Wildberries заявили РИА Новости, что несколько пунктов выдачи заказов закрыты в целях безопасности, из них вывозят товар, а покупатели уже предупреждены о переносе заказов в другие пункты. В маркетплейсе заявили, что будут приостанавливать сотрудничество с теми, кто вместо диалога прибегает к угрозам и саботажу.