St
Алибасов, Лоза и Пригожин объяснили, почему песни о войне выдержали испытание временем
18+
Деятели культуры отметили исключительные требования, предъявлявшиеся к авторам старых композиций по такой сложной теме Коллаж: © Daily Storm
Эксклюзив Новости

Алибасов, Лоза и Пригожин объяснили, почему песни о войне выдержали испытание временем

Деятели культуры отметили исключительные требования, предъявлявшиеся к авторам старых композиций по такой сложной теме

Коллаж: © Daily Storm

Советские песни о войне создавались настоящими профессионалами с высшим музыкальным образованием, которые стремились выпускать только качественный продукт, не думая при этом о финансовой выгоде. Кроме того, эти музыканты чувствовали дух времени и настроения людей, поэтому созданные ими композиции практически всегда запоминались и были любимы народом. Так в беседе с Daily Storm продюсеры Иосиф Пригожин и Бари Алибасов, а также певец Юрий Лоза объяснили, почему среди советских песен нельзя найти плохую. Собеседники также сказали, как созданным в XX веке шедеврам удалось выдержать испытание временем, в отличие от самого Советского Союза.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © song-story.ru

«[Военные] песни периода того времени практически все стали шедеврами. Трудно выделить одну, конкретную песню. В то время люди дышали музыкой, песнями, и те рождались вместе с пережитым», — рассуждает Пригожин.

 

«Вот буквально завтра на канале «Россия» Валерия будет петь «Синий платочек». Или «Любимый город», которую перепевал Тилль Линдеманн [лидер Rammstein], тоже мне очень нравится. Но на самом деле много военных песен, которые мне просто близки по душе. И нет таких, которые мне не нравятся. Да, и в то время плохо ничего не делали», — добавил он.

Певец и композитор Юрий Лоза отметил в беседе с Daily Storm, что советские песни о войне редко бывали проходными, потому что их делали не на заказ, а писали «от души». Он отметил, что сам сейчас занимается перепеванием советских песен и публикует результат в соцсетях.


«Темная ночь» одна из лучших песен, созданных на эту тему. Мы еще спели с сыном «Землянку», шикарная песня. Все песни такого рода писали профессионалы, которые их прочувствовали», — сказал артист.


«Я считаю так в таких песнях должна быть мелодия и тот самый нерв. Она не должна быть проходной, мне такие не нравятся, или заказной. Если песня писалась не для того, чтобы заработать деньги, то она не может быть плохой. Но когда патриотика идет не из души, а на заказ, это становится неинтересным», — подчеркнул он.

Лоза сообщил, что он, как профессиональный текстовик и автор книги на эту тему, быстро вычисляет, когда автор халтурно подходит к своей работе, используя рифмы вроде «любовь-морковь» или «весна принесла-унесла». Другой пример блестящей советской песни «Огней так много золотых», которая не является официальным гимном Саратова, но с успехом выполняет эту функцию на протяжении многих десятилетий.


«Например, если взять гимн Саратова, то песня «Огней так много золотых» гораздо лучше выполняет эту роль, потому что никто этот гимн не помнит, а про «парней холостых на улицах Саратова» знают все. Хотя она гимном не является. Я работал в Саратове, мы там работали как-то с Иосифом Кобзоном и Олегом Янковским. Пели целый вечер песни, написанные саратовскими авторами», — поделился воспоминаниями исполнитель.

Фото: © pobedarf.ru

В качестве примера уникального музыканта, который мог написать хорошую песню о войне, не будучи при этом композитором в классическом понимании этого слова или даже на фронте, Лоза привел Владимира Высоцкого.


«Эта песня идет от души, она искренняя и поэтому становится любимой народом, общесоюзной, общероссийской. Например, Высоцкий и его строки «Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина: Он вчера не вернулся из боя». Он говорит в этой песне такие простые слова и даже вроде бы не о войне. Но при этом без войны не было бы этой песни», — сообщил артист.


«Вот как найти эти слова, я не знаю. Но когда они находятся, то становятся большой и красивой песней», — добавил он.

Певец также раскритиковал тех, кто видит в военных песнях только символ победы над врагом. Лоза подчеркнул, что такие композиции гораздо более многослойные в своем содержании, нужно лишь внимательно их слушать.


«Когда говорят о войне, то всегда на первый фон вылезает «мы победили» и так далее. Как с Гагариным. 90% сообщений, когда меня поздравляют с Днем космонавтики, звучат как «Мы были первыми». То есть патриотика перебивает сам поступок. Была открыта дорога в космос, а все говорят, как мы уели американцев. Но подвиг же не в этом», — с досадой отметил Лоза.


«Вот и здесь. Победа — это нечто большее, чем просто флагом помахать в сторону Берлина, или что мы всех разорвали. Это более многоплановая история, к которой нужен свой подход. Не только марш, что мы всех раздавим. Вот у Высоцкого был такой взгляд, необычный», — сказал он.


Заслуженный артист России, продюсер, музыкант Бари Алибасов подчеркнул, что к созданию военных песен не подпускали рядовых музыкантов, только людей с высшим музыкальным образованием и талантом.

 

«Не было тогда всякой самодеятельности, как сейчас, бывает, сядут, под гитару там что-то сляпают и говорят: «Вот я композитор и у меня такие песни». Тогда были настоящие композиторы с высшим музыкальным образованием и композиторы, которые очень хорошо знали и традиции, и требования тогдашних органов власти, органов культуры. Поэтому там никогда не было халтуры», — пояснил он.


«Во-вторых, никогда не было композиций, похожих на уличные, блатные песни. И каждая из них была оригинальной. Еще эти композиторы очень тонко чувствовали чаяния советской публики, их пристрастия», — заявил Алибасов.

Фото: © waralbum.ru

Продюсер подчеркнул, что перед тем как начать играть новую песню о войне на концертах, композиторы сначала выпускали ее на радио, потому что «никаких магнитофонов» тогда не было. По его словам, именно высокие требования к качеству таких песен и приводили к тому, что их пел весь Советский Союз.


«Сейчас этого уже нет. Когда началась эра «самодеятельных песен», появился интернет и сразу все начали писать и выкладывать свои песни», — отметил Алибасов.


«К счастью, до сих пор становятся суперпопулярными действительно талантливые люди. Но тем не менее тенденция осталась вот эта вот постсоветская, когда каждый мог написать любое говно и выложить в интернет. Кому-то такое придется по вкусу. Но по факту песни становятся однодневными, больше года или полутора песни не звучат и их уже не помнят», — добавил он.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...