Спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев заявил, что российские войска после победы над ИГ останутся в Арабской республике, чтобы помочь властям в борьбе с оппозицией. Операция в Сирии проводится на правах межправительственной помощи, и Башар Асад может снова обратиться к России за поддержкой с целью сохранения режима.
«Мы надеемся, что уже в ближайшие месяцы борьба с группировками, которые поддерживают в том числе «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России), будет, в общем, завершена и можно будет говорить о необходимости проведения борьбы с другими группировками, которые ставят своей целью свержение существующего правительства в Сирии», — заявил Лаврентьев на встрече с журналистами. Спецпредставитель также выразил надежду на то, что «здравый смысл у оппозиции восторжествует» и она пойдет на диалог, пишет РИА Новости.
«Это очень странное заявление, честно говоря. Во-первых, мы должны понимать, в каком статусе они там останутся, во-вторых, это в любом случае военные расходы. Военные расходы — это бюджет, бюджет — это налоги. В каком статусе мы там будем?» — сказала Daily Storm юрист в области международного права Марина Силкина.
Эксперт отметила, что Россия проводит военную операцию в Сирии по просьбе президента Башара Асада. Когда борьба с ИГ и другими террористическими группировками завершится, глава сирийского государства имеет право снова попросить Москву о помощи, на этот раз в борьбе с вооруженной оппозицией.
«Здесь может быть примерно аналогичная ситуация: «У нас все хорошо, мы добились определенных вершин, но нам нужно поддержать мирный режим. И мы своими силами, может быть, сразу не справимся, поэтому просим у ваших военнослужащих помощи в поддержании порядка», — пояснила эксперт. Она отметила, что для россиян вопрос продления военной кампании может стать болезненным, ведь операция оплачивается из государственного бюджета.
Силкина подчеркнула, что слова спецпосланника могут выражать его личное мнение, а не официальную позицию, и не нести под собой оснований «именно законодательно, в области международного права». «Мы знаем, что борьба была, есть и вряд ли она так быстро закончится. И финансирование различных террористических организаций, крайних радикалов на сегодняшний день — это актуальный вопрос и быстро он вряд ли решится», — пояснила эксперт.
Вопрос российского военного присутствия в Сирии могут поднять на Генассамблее ООН, отметила Силкина. Согласно ее информации, эту тему очень хотят обсудить, но неизвестно, будет ли она включена в повестку «Недели высокой политики», которая начнется 19 сентября.