Руководитель рабочих групп по законодательному регулированию цифровой экономики при Госдуме, учредитель автономной некоммерческой организации «ПравоРоботов» Никита Куликов представит на рассмотрение правительства первый в России законопроект о беспилотных автомобилях. Документ отправят министрам в октябре. Согласно инициативе Куликова, в ПДД, КоАП и ряд других смежных законов и подзаконных актов предлагается внести понятие «автобот».
Автор рассказал «Шторму», что проект поправок определяет законодательное регулирование прав людей, ответственных за беспилотные автомобили, и предусматривает ответственность каждого участника дорожного движения в ситуациях, когда присутствует беспилотное ТС. По мнению Куликова, за рулем автобота всегда должен находиться человек — ответственный, который сможет в случае необходимости перехватить управление и предотвратить ДТП. Как следствие, такой гражданин должен пройти обязательную подготовку в автошколе, знать ПДД и получить права.
«Нужно понять, в чем отличие беспилотного автомобиля от небеспилотного и как распределить ответственность... У беспилотного автомобиля есть собственник, и если он нарушил правила, то он и должен отвечать, как и с обычным автомобилем», — пояснил Куликов.
Законодательное урегулирование и введение в повседневную жизнь беспилотных автомобилей также потребует корректировки Градостроительных планов и проектирования дорог и инфраструктуры с учетом интересов ГУОБДД. «Это могут быть и дублирующие управление автобота датчики, и инфраструктура», — пояснил Куликов. По словам эксперта, если такие разработки, как беспилотный автомобиль, поддержать законодательными нормами, будет значительно «проще получать и привлекать в этот сектор инвестиции».
В понедельник, 25 сентября, глава комитета нижней палаты по экономической политике Сергей Жигарев заявил, что Госдума в самое ближайшую сессию намерена урегулировать отношения человека и искусственного интеллекта на законодательном уровне. Депутаты обсуждают развитие робототехники на заседании Совета по законодательному обеспечению развитию цифровой экономики при председателе Госдумы в подмосковном Аносино.
По словам Куликова, принять весь свод законов в сфере робототехники в сжатые сроки невозможно. Нужно начинать с малого, считает эксперт, и, «как только критическая масса законов превысит какой-то уровень», появится Киберкодекс.
«Мы с остальными странами сейчас находимся на старте, и если распылять силы и говорить, что мы будем принимать глобальное законодательство прямо сейчас и начать его усиленно разрабатывать, приведет к тому, что мы упустим момент и потом будем перенимать чужие правила игры. Главное сейчас — расставить приоритеты», — сказал Куликов «Шторму». По его мнению, при разработке законодательства нужна начать с основ — с терминологии, а обсуждать этические нормы на данном этапе неэффективно.
Законопроект по беспилотным автомобилям Куликов доработает в первой половине октября. Он отмечает, что сегодня в законодательство «не требуется вносить исчерпывающие поправки, и для начала можно ограничиться рамочными законодательными актами, чтобы отечественные производители смогли вести свои разработки в России, а не за рубежом, и что, несомненно, даст необходимый толчок для развития «цифровой экономики» России, о запуске которой говорил президент России Владимир Путин», – пояснил Куликов.
Предлагаю запустить масштабную программу развития экономики нового технологического направления, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, на исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости страны.
Владимир Путин, ежегодное послание к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года
В конце беседы я попросила юриста представить, как бы он регулировал взаимоотношения с роботами, наделенными искусственным интеллектом. Ведь, по мнению ученых, подобные технологии в самое ближайшее время станут таким же обычным явлением, как электрочайник. Здесь Куликов тоже обратил внимание на терминологию.
«Если это программа, как результат некой деятельности, и робот действует в рамках этой программы, то, конечно, отвечать будет автор. Если робот на основе этих данных может принимать какое-то свое решение, то в целом нельзя сказать, что его поведение будет отличаться чем-то от человеческого. Однако тогда получается, что у людей есть какие-то права, а у него нет. А это уже зависит от того, каким образом общество решит к этому вопросу относиться», — заключил Куликов.
По словам эксперта, свод законов, регулирующих взаимоотношения человека и робота, наделенного искусственным интеллектом, можно принимать только после пяти-десяти лет жизни в мире, где люди ежедневно плотно соприкасаются с данной технологией.