Фото: © GLOBAL LOOK press
Организация Объединенных Наций представила доклад управления Верховного комиссара по правам человека, посвященный событиям в Крыму с 2014 год. В документе сказано, что новое крымское правительство в течение трех лет нарушает права жителей полуострова. Всего доклад содержит 18 пунктов, говорящих о нарушении прав человека. В частности, по мнению мониторинговой миссии ООН, в Крыму были нарушены гражданские и политические, экономические, социальные и культурные права людей.
По заключению ООН, новое правительство, помимо прав человека на гражданство и сохранение своей идентичности, культуры и традиций, нарушило права человека на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, свободу и безопасность.
Так, управление Верховного комиссара заключило, что «во время инцидентов, связанных с непризнанным присоединением Крыма к Российской Федерации, четверо лиц было убито и двое других умерло». Эти пять эпизодов ООН «повесила» на государственные субъекты Российской Федерации в Крыму. Речь идет не только об убийствах во время вооруженных стычек, но и о внесудебных казнях.
Среди жертв — проукраинский активист, крымский татарин Решат Аметов, который «был похищен, подвергнут пыткам и казнен во внесудебном порядке». ООН предполагает, что совершили преступление члены «Крымской самообороны». Подозрения основаны на том, что во время проведения одиночного пикета перед зданием правительства Крыма в Симферополе Аметова увели «трое мужчин в куртках военного образца», после чего он перестал выходить на связь. Его тело со следами пыток было обнаружено через несколько дней после исчезновения.
Расследование по уголовному делу Аметова проводится до сих пор, но УВКПЧ выразило сомнения в эффективности этого мероприятия. Все потому, что «троих мужчин в военной форме» допросили «лишь в качестве свидетелей, после чего их отпустили». А в настоящее время расследование проводится «лишь время от времени».
Также подозрение у ООН вызывает следствие по делу об убийстве двоих пророссийских демонстрантов. Они погибли во время стычек между проукраинскими и пророссийскими группами перед зданием парламента Крыма. Единственными «подозреваемыми оказались проукраинские активисты из крымско-татарской общины, хотя в стычках участвовали и представители пророссийских групп», – сказано в докладе.
Также мониторинговая миссия ООН обнаружила, что с марта 2014 года десятки человек на территории Крыма стали жертвами насильственных похищений. До сих пор в розыске состоят 10 человек. Особое внимание ООН они привлекли, так как имеются подозрения, что у похищений есть политический мотив. В пяти случаях из десяти свидетели заявили, что «жертв похитили мужчины, одетые в форму, похожую на форму органов государственной безопасности или крымской самообороны». Про остальные пять в докладе сказано, что о политических мотивах похищений можно судить по «личностям жертв, которые были проукраинскими активистами или имели связи с Меджлисом».
Негодование представителей ООН вызывают обнаруженные ими случаи произвольных арестов и задержаний. По информации УВКПЧ, обнаружилось множество случаев, когда правоохранительные органы задерживают человека, собирают данные, в том числе отпечатки пальцев, и отпускают без предъявления обвинения. Сроки задержаний – от нескольких часов до нескольких дней.
Но отпускали местные правоохранители не всех. Некоторым задержанным предъявлялись обвинения в экстремизме, терроризме и преступлениях, связанных с нарушением территориальной целостности. Тех, кто подпадал под статью, местные власти подвергали суду.
ООН возмутил тот факт, что большинство задержанных – «крымско-татарские деятели, связанные с меджлисом, верующие мусульмане, обвиняемые в принадлежности к запрещенным исламским группам, журналисты и лица, размещающие сообщения с критикой органов власти Российской Федерации или выражающие несогласие в социальных сетях».
В докладе упоминаются два случая, якобы имевшие место в 2016 году. Тогда сотрудники ФСБ «принуждали проукраинских активистов сознаться в совершении преступлений, связанных с терроризмом». По информации ООН, жертв содержали без права общения и переписки, связанными, с завязанными глазами, избивали, заставляли раздеваться догола, пытали электрическим током, прикладывая электрические провода к гениталиям, угрожали изнасиловать паяльником и деревянной палкой.
Также нарушением прав человека на территории Крыма ООН называет «принудительный призыв в армию». С 2014 года жители полуострова призывного возраста «начали подвергаться призыву на службу в Вооруженных силах РФ» на территории Крыма. С 2017 года стали отправлять на службу и в другие субъекты РФ призывников, которые «выразили желание там служить». УВКПЧ заявляет, что пообщалось с крымскими татарами, «которые уехали с полуострова, чтобы избежать службы в Российской армии», и теперь боятся вернуться в Крым, «опасаясь уголовной ответственности за уклонение от призыва».
По заключению ООН, Россия, как «оккупирующая держава», не имеет права «оказывать давление и вести пропаганду в пользу добровольного поступления в армию», а также принуждать жителей «оккупированной» территории служить в Вооруженных силах РФ.
Кроме того, законодательство Российской Федерации, которое теперь распространяется и на Крымский полуостров, по мнению наблюдательной миссии ООН, ограничивает свободу мысли, совести и религии местных жителей. В частности, возмутил представителей ООН «закон Яровой», вступивший в силу в 2016 году, а также то, что крымские общественные организации, включая религиозные общины, для получения правового статуса обязаны перерегистрироваться по законодательству РФ.
Председатель государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма Заур Смирнов, ознакомившись с докладом управления Верховного комиссара по правам человека, заявил, что наблюдательная миссия ООН на Украине, которая и подготовила документ, ставила перед собой задачу «скомпрометировать не только российскую власть в Крыму, но и в целом политику российских властей, а также выбор крымчан, сделанный на местном референдуме в 2014 году».
«Сам источник решений подтверждает, что опирался на данные неких украинских мониторинговых групп, правозащитников и так далее, это само по себе делает выводы (составителей документа) как минимум заангажированными», – заявил Смирнов. Он добавил, что еще более необъективным доклад делает то, что «нигде нет ни одной ссылки на мнение самих крымчан».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле пока не комментируют доклад ООН, так как правительство пока не ознакомилось с содержанием и заключениями управления Верховного комиссара и наблюдательной миссии.