Минск закупил 80 тысяч тонн норвежской нефти, которые сначала будут доставлены в порт Клайпеды (Литва), а затем с помощью госкомпании «Литовские железные дороги» на белорусский нефтеперерабатывающий завод «Нафтан». Сделка состоялась после нефтегазового спора России и Белоруссии.
«Белорусская [нефтяная] компания закупила 80 тысяч тонн норвежской нефти, она через клайпедский порт пойдет на завод «Нафтан», — цитирует РИА Новости представителя белорусского госконцерна «Белнефтехим».
Он отметил, что Минск сначала получит норвежское топливо, а потом будут продолжены переговоры с Москвой по поводу поставок нефти. Первая партия топлива поступит в Клайпеду 22 января.
В свою очередь, информацию о поставках норвежской нефти в Белоруссию через Литву подтвердил представитель нацкомпании «Литовские железные дороги» Мантас Дубаускас.
«Литовские железные дороги» будут перевозить этот груз [нефть] из порта города Клайпеда. Мы постоянно следим за ситуацией на рынке и стремимся предлагать клиентам конкурентоспособные решения», — заявил он.
Агентство Reuters со ссылкой на информированный источник указало, что поставки норвежского топлива через литовский порт обойдутся Белоруссии дороже импорта нефти по трубопроводам — с учетом перевалки и транспортировки до завода Минск переплатит за каждую тонну сырья не менее 20 долларов.
14 января вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой заявил, что власти республики ведут переговоры о поставках нефти из Польши, Украины, Прибалтики, Казахстана и Азербайджана. Поиски замены российского сырья были связаны с тем, что 9 января белорусский лидер Александр Лукашенко, комментируя отсутствие контрактов по поставкам нефти с Москвой, обвинил Россию в продаже топлива по цене выше мировой.
Поставки российской нефти в Белоруссию были прекращены 3 января. Представитель «Транснефти» Игорь Демин объяснил, что заявок на поставку сырья от Минска не поступало, но транзит топлива через белорусскую территорию по-прежнему осуществляется. 20 января стало известно, что Россия и Белоруссия достигли соглашения о подходах и методике по определению компенсации за поставки через магистральный нефтепровод «Дружба» некачественной российской нефти.