Исламский банкинг, предполагающий отсутствие каких-либо процентных доходов, может быть узаконен в России в скором времени. Об этом 13 июля сообщили российские СМИ. Президент фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов в разговоре с RTVI объяснил, в чем именно особенность данного вида банковской деятельности.
«К примеру, вы хотите взять машину. Вы пришли в исламский банк и говорите: хочу вот эту модель. Исламская финансовая организация покупает ее и перепродает вам, зарабатывая на наценке», — рассказал Якупов.
По его словам, такой подход обусловлен запретом брать деньги в долг под проценты в исламе. Бог разрешил людям торговлю, но запретил все виды ростовщичества, о чем говориться в Коране. При этом с ипотекой дела обстоят несколько иначе.
Якупов объяснил, что если человек взял ипотеку на квартиру и лишился работы, успев при этом оплатить хотя бы одну из комнат, то в исламском банкинге проводится перерасчет. Банк забирает у вас трехкомнатную квартиру, отдавая взамен однокомнатную.
Рашид Низамеев, ранее возглавлявший финансовый дом «Амаль» в Татарстане, рассказал, что пользоваться услугами исламских банков могут не только мусульмане, но и представители других религий. Он отметил, что исламские банки — светские коммерческие структуры с адаптированной к классическим способам финансирования схемой, хотя и с ограничениями.
По его словам, «за рубежом немалая часть клиентов исламских банков — светские люди, которые не имеют отношения к религии». На самых зрелых рынках, в частности в Малайзии, свыше 50% клиентов подобных банков — не мусульмане, уточнил Якупов.
«Клиенты приходят туда чисто по экономическим соображениям. Кому-то условия кажутся более справедливыми, кому-то сама система кажется более стабильной», — продолжил он.
Якупов рассказал, что одно из главных отличий исламского банкинга — партнерское финансирование за определенную долю от прибыли («мушарака»). Вкладываясь в бизнес, банк получает в предприятии долю, становится партнером заемщика и разделяет с ним все риски. Такой принцип позволят финансовым организациям «погружаться в бизнес».
«Есть еще классические сделки — например, доверительное управление средствами, когда человек инвестирует их в бизнес вместе с банком. В случае положительного результата сумма делится между теми, кто предоставил деньги, и теми, кто ее взял», — сказал эксперт.
Если финансовый результат отрицательный, то в этом случае банк фиксирует убыток и уменьшает сумму инвестиций. В то же время полностью исключены «сделки с неопределенностью», когда нельзя «пощупать» товар — возможны только операции с товарами или активами, а не с деньгами как таковыми, отметил предприниматель.
По словам Якупова, сейчас многие мусульмане могут не обращаться в традиционные банки по западной модели по религиозным убеждениям. При этом хоть исламский банкинг в России не урегулирован, однако такие услуги все же предоставляются, но в усеченном виде.
Руководитель практики по работе с финансовыми учреждениями Kept Вугар Алиев рассказал, что больше всех в данном направлении смог развиться «Сбер», который привлек средства со стороны стран Персидского залива на различные проекты.
Говоря о пользе исламского банкинга для экономики, Якупов указал на то, что «новые финансовые институты позволят привлечь больше денег у населения». Во всех странах, где внедрялся исламский банкинг, целью было мобилизовать средства населения, для того чтобы дальше уже они инвестировали в экономику.
Эксперт уверен, что партнеры России из мусульманских стран увидят систему в действии и оценят правовые нормы, в которых смогут существовать.
«Для этого в России рынок исламского банкинга должен активно проработать хотя бы год-два. Мы уже были испорчены длинными европейскими, американскими деньгами, у кого-то не хватало западной воли, чтобы внедрить эту систему. Поэтому пора создавать нужную инфраструктуру», — считает Якупов.
Вугар Алиев из Kept в свою очередь рассчитывает, что появление бизнеса по канонам исламского и партнерского финансирования создаст основу для альтернативы ограниченному санкциями финансированию. Также это позволит привлекать большие финансовые ресурсы, например из стран Персидского залива, добавил эксперт.
«Большинство инвесторов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии предпочитают вкладывать свои деньги, исходя из исламских принципов. Для этого нужна инфраструктура — исламские финансовые организации в России», — сказал Алиев.
По его мнению, появление исламского банкинга в РФ — обязательный компонент в полномасштабном привлечении инвестиций из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, которые не только заместят, но и превысят показатели западных инвестиций в предсанкционные годы.
Эксперты отмечают, что в основе исламского банкинга лежат торговые транзакции, которыми банкам в РФ заниматься запрещено. В связи с этим необходимо одобрение предложенного законопроекта и его регулирование, которое не позволит пустить всю систему «на самотек».
ЦБ предлагает протестировать исламский банкинг в нескольких регионах и в случае успеха распространить на всю страну. Пилотными регионами для этого могут стать Татарстан, Чечня, Дагестан и другие, где основное население составляют мусульмане.
Мадина Калимуллина, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ), рассказала RTVI, что если Центробанк внедрит «жесткие, неадекватные реальному рынку исламских финансов в России нормативы», все плюсы регистрации в качестве ОПФ (организации партнерского финансирования) для них могут быть сведены на нет. При этом она уверена, что эксперимент в пилотных регионах позволит довести предлагаемую модель до работоспособной.