Фото: © GLOBAL LOOK press/Noe Falk Nielsen
В Иракском Курдистане прошел референдум о независимости, явка составила около 80%. Согласно предварительным данным, более 93% жителей поддержали выход из состава Ирака. Багдад, как и власти многих соседних стран, выразил протест по поводу этого голосования: в случае если регион отделится, на Ближнем Востоке начнется еще одна крупная война.
Абсолютное большинство (93%) курдов проголосовали за независимость, передает РИА Новости со ссылкой на Высшую независимую комиссию по референдуму и выборам в Курдистане. Такие результаты видны по подсчету одной десятой всех бюллетеней. В голосовании приняли участие 3,3 миллиона человек, то есть около 80% населения региона.
Референдум прошел по всем правилам подобных мероприятий: из-за границы пригласили около 400 наблюдателей, соблюдением порядка и предотвращением нарушений занимались также две тысячи местных волонтеров. Около шестисот журналистов, треть из которых работают на иностранные СМИ, освещали голосование, а вооруженные формирования «Пешмерга» обеспечивали безопасность.
Официальные результаты референдума Эрбиль озвучит только вечером 26 сентября. Даже если иракские курды выскажутся за независимость, власти региона не будут спешить воплощать решение народа в жизнь: они надеются сначала добиться признания ключевых государств мира, потом запустить медленный процесс отделения.
Багдад недоволен тем, что на севере Ирака вообще проходит какое-либо голосование: на территории, подконтрольной курдской автономии, находится много нефти. Парламент страны одобрил закрытие всех границ с соседними с регионом государствами: Турцией, Сирией и Ираном. В пограничных зонах этих стран также проживают курды.
Больше всего Эрбиль опасается агрессивных действий со стороны Анкары. МИД Турции заявил, что «итоги плебисцита не будут иметь законной силы как с точки зрения международного права, так и с точки зрения конституции Ирака». Позднее премьер-министр страны Бинали Йылдырым пригрозил курдской автономии рядом санкций, в том числе закрытием нефтяного трубопровода. Торговлю сырьем, по мнению Анкары, должен контролировать Багдад. Еще позднее глава МИД Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу пригрозил Эрбилю военной операцией на территории Иракского Курдистана.
Иран не стал делать громких заявлений по поводу референдума на севере соседней страны. Представитель внешнеполитического ведомства страны Бахрам Гасеми только сообщил журналистам, что Тегеран «уважает принципы территориальной целостности и суверенитета Ирака и считает любые инициативы, направленные против этого, ошибочными».
Курдская проблема актуальна для целого ряда стран Ближнего Востока. Этот многочисленный народ живет на территориях Турции, Сирии, Ирака и Ирана. У курдов, осознавших себя как нация еще в начале XX века, до сих пор нет своего суверенного государства. Причиной тому является нерадивое разделение сфер влияния по договору Сайкса-Пико после Первой мировой войны. Такие страны, как Сирия и Ирак, не имели под собой какой-либо национальной основы и были искусственно созданы британцами и французами. О курдах же никто не позаботился.
Каждая страна решает проблему этого горного народа по-своему. В Турции большинство курдов считаются членами или сторонниками признанной террористической организации Рабочая партия Курдистана. В Ираке Саддам Хуссейн контролировал этот народ при помощи постоянных репрессий, а после того как США избавили страну от диктатора, появилась курдская автономия со столицей в Эрбиле. Власти Ирана всячески пытаются улучшить качество жизни «горцев», но на случай восстаний и беспорядков в регионе, населенном курдами, расположено немалое количество военных баз. Сирийские курды же преимущественно живут в шести городах, и до войны с ИГ (террористическая организация, запрещена в России) вели себя достаточно тихо.
Меньше чем через неделю, 1 октября, пройдет еще один референдум, на этот раз в Каталонии. Власти Испании, частью которой она является, выступают против голосования. Каталонцев не поддерживает и Евросоюз, который отказывается принимать регион в состав, если его жители примут решение отделиться.