В РПЦ не исключили «уточнения отдельных аспектов» позиции по суррогатному материнству, которое в Церкви осуждают. Об этом заявил глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Он отметил, что в РПЦ кардинально точку зрения не изменят, а рожденных от суррогатной матери детей вряд ли возможно воспитать в православной вере.
«Церковь не стоит на месте, она откликается на происходящее вокруг, давая оценку в том числе и новым технологиям, если они затрагивают нравственные вопросы, — рассказал РИА Новости митрополит Иларион. — Пересмотр позиции здесь вряд ли возможен, потому что она формируется не на основе сиюминутных данных, а на основе церковного учения. Но возможны дальнейшие уточнения [ее] отдельных аспектов».
Он также подчеркнул, что позиции традиционных конфессий в РФ в отношении суррогатного материнства совпадают.
Представитель РПЦ рассказал, что крещение в несознательном возрасте детей, рожденных от суррогатной матери, возможно после покаяния родителей. По его словам, «ребенок не виноват, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью».
«Ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники [крестные]. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может», — уверен представитель РПЦ.
В случае отсутствия покаяния решение о своем крещении должен принять сам ребенок в сознательном возрасте.
Иерарх также напомнил, что в 2013 году РПЦ выпустила документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери». В нем подтверждается позиция, что практика суррогатного материнства однозначно осуждается Церковью, а сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания, сообщил митрополит Иларион.
Ранее телеведущий Дмитрий Киселев заявил, что РПЦ могла бы изменить позицию по суррогатному материнству через религиозно-светские дискуссии. Он считает, что Библия не запрещает суррогатное материнство и ЭКО, и Церковь противоречит заповеди «плодитесь и размножайтесь».
«Сейчас, на данном этапе существования Церкви, воля Божия — «плодитесь и размножайтесь» — вошла в противоречие с волей Церкви. Поэтому лучше помочь человеку стать на сторону жизни — и это будет, как мне представляется, по воле Божией», — сказал Киселев в ходе теледебатов о суррогатном материнстве с протоиереем Александром Абрамовым.
В ответ в РПЦ объяснили Киселеву, что продолжение рода — «богоугодное дело, а не поход в супермаркет». В Церкви также подчеркнули, что хоть «рождение ребенка — праведная цель, однако и она не может оправдывать любые средства ее достижения».
В Основах социальной концепции РПЦ, принятых Архиерейским собором в 2000 году, указывается, что суррогатное материнство считается «противоестественным и морально недопустимым». Оно «травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя», указывается в документе.
Кроме того, Церковь осуждает «заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов», а допустимым средством медпомощи называет «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа».
Если супруги неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают им, нужно «со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание». В этом случае РПЦ рекомендует усыновить детей.