Российские официальные лица резко негативно отреагировали на жесткие заявления Терезы Мэй, в которых она называла РФ растущей угрозой мирового масштаба. Политики считают, что британский премьер не имеет достаточно прочных позиций в собственном государстве, чтобы выступать с подобной риторикой в адрес России.
«Абсолютно голословные и бездоказательные обвинения, но риторика… Тереза Мэй, видимо, возомнила себя новой железной леди Великобритании, старательно копируя Маргарет Тэтчер. Но хватка явно не та», — написал в Facebook первый зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
Еще один сенатор, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, заявил, что Мэй пытается обвинить Россию во всех смертных грехах. Он отметил, премьер-министр Великобритании использует распространенные идеологические штампы: бездоказательные обвинения и разговоры о неприятии Москвой демократических ценностей. Косачев подчеркнул, что именно страны Запада ведут себя на мировой арене как автократы, а не Россия, подчиняющаяся международному праву.
«В обычной жизни за клевету и оговоры принято отвечать, но в современной дипломатии действует презумпция Russians did it! Зачем предъявлять факты и доказательства, если речь идет о русских?» — задается вопросом сенатор.
Косачев также назвал подход Мэй к решению кризиса в отношениях РФ с западными странами тупиковым. Политик обвинил премьер-министра Великобритании в том, что она на самом деле не заинтересована в диалоге с Россией.
Сенатор Алексей Пушков, который возглавляет комиссию Совфеда по информационной политике, заявил, что привычный мировой порядок необходимо спасать не от России, а от иностранных интервенций и оплаченных из-за границы оранжевых революций. «Миропорядок, который угоден Мэй, с захватом Ирака, войной в Ливии, появлением ИГ [запрещена в РФ] и терроризма в Европе, себя изжил. Атакой на Россию его не спасти», — написал он в Twitter. Пушков также припомнил Терезе Мэй то, как Тони Блэр в свое время делал ложные заявления, связанные с Ираком.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин также заявил о несоответствиях слов Мэй и действительности. «Международная система порядка», «играть по правилам» — она бы еще сказала «по понятиям». Почему-то про международное право она ничего не сказала, хотя понятно почему», — раскритиковал он термины, которые использовала премьер-министр Великобритании.
Большинство официальных лиц на Западе еще не успели прокомментировать заявление Мэй. Разыскиваемый в России бизнесмен и глава корпорации Hermitage Capital Management Уильям Браудер заявил, что готов поделиться с премьер-министром Великобритании рядом идей, если она серьезно настроена на борьбу с РФ.
Обвинения Мэй по поводу информационной войны, которую ведет Россия, поддержал министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис. «Я готов официально заявить, что в различных областях, включая Каталонию, все чаще и чаще возникают ситуации с манипуляцией данными и дезинформацией», — цитирует его издание POST Online Media. Он добавил, что немалое количество публикаций в поддержку референдума о независимости в восточном регионе Испании, который прошел 1 октября, можно отследить до России.
Западная общественность, впрочем, разделилась во мнениях. Многие отмечают, что выход Великобритании из ЕС можно считать победой России, а обеспечение брекзита — один из главных пунктов в программе Терезы Мэй на посту премьер-министра.
Глава правительства Соединенного Королевства в своем недавнем заявлении обвинила Россию в активных попытках посеять раздор при помощи информационной войны. Мэй обратилась к Москве и пообещала, что у Кремля не получится осуществить задуманное, потому что РФ недооценивает прочность западной демократии.
Позиции Терезы Мэй пошатнулись после ряда скандалов, связанных с ее правительством. Сама премьер-министр уже полтора года не может даже продвинуться в переговорах по поводу выхода страны из ЕС. Для того чтобы у экспертов, обсуждающих детали «развода» Соединенного Королевства с Евросоюзом, появилась мотивация, Мэй установила крайний срок, в который этот разрыв должен произойти — 29 марта 2019 года. Ряд депутатов Консервативной партии, к которой относится и сама глава правительства, недовольны ее работой и готовятся объявить вотум недоверия.