Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что российские власти должны выплатить родственникам убитой журналистки Анны Политковской компенсацию морального ущерба в размере 20 тысяч евро. Согласно судебному решению, Россия нарушила ее право на жизнь и не завершила расследование преступления.
«Суд… постановил, что Россия должна выплатить заявителям в общей сложности 20 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба», — говорится в решении суда. В документе отмечается, что «власти не смогли провести надлежащее расследование, чтобы найти человека или людей, которые заказали убийство».
Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома в Москве. Мотивом убийства следствие назвало ее профессиональную деятельность — Политковская занималась журналистскими расследованиями о нарушениях прав человека во время второй чеченской войны. Представитель СКР Дмитрий Довгий выдвигал версию, что журналистку могли застрелить, чтобы создать прецедент безнаказанного убийства известной личности.
За организацию и исполнение убийства Политковской в 2014 году осудили шесть человек: Лом-Али Гайтукаева, признанного организатором преступления, непосредственного исполнителя Рустама Махмудова, Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а также двух сотрудников полиции — Сергея Хаджикурбанова и Дмитрия Павлюченкова. Гайтукаев и Рустам Махмудов получили пожизненные сроки, остальные — от 11 до 20 лет колонии.
Гайтукаев скончался в тюрьме в 2017 году. С момента заключения шестерых обвиняемых в преступлении о новых шагах в расследовании не заявлялось. Заказчик убийства так и не был точно установлен — следствие назвало таковым эмигрировавшего в Великобританию олигарха Березовского, умершего в 2013 году.
Родственники Политковской — мать Раиса Мазепа, сестра Елена Кудимова и дети Вера и Илья Политковские — обратились в ЕСПЧ с заявлением, что Россия нарушила вторую статью Европейской конвенции прав человека и основных свобод, которая говорит о праве всех людей на жизнь. Заявители также отметили, что государство не довело расследование дела об убийстве Политковской до конца, поскольку не установило личность заказчика, и Страсбургский суд удовлетворил этот иск.