Сервис Gett направил письмо главе антимонопольной службы Игорю Артемьеву с просьбой проверить «Яндекс.Такси». Основанием для жалобы стал пост в Facebook, в котором пользователь сервисов написал, что «Яндекс.Такси» «коварно конкурирует», снижая цену поездки, если на смартфоне установлено приложение Gett.
«Яндекс» реально подешевел. На картинках расчет поездки с аппкой Gett и без нее, разлет по времени, правда, вышел в сутки, но остальные условия одинаковые и 40 рублей разницы есть. Похоже, «Яндекс» как-то собирает данные о действиях пользователя и если палит на телефоне Gett — начинает коварно конкурировать ценой», – написал Васильев, уточнив, что ежедневно ездит по одним и тем же маршрутам.
Представитель «Яндекс.Такси» Дмитрий Волков ответил клиенту. В комментарии к посту он заверил – цена поездки не зависит от приложений, установленных на мобильном телефоне. «Приложение рассчитывает приблизительное время, которое вы проведете в пути, расстояние между точками по определенному маршруту, учитывает количество свободных машин в вашем районе в момент заказа, оптимальную скорость движения, дорожную обстановку и многое другое», – написал Волков. По его словам, параметры меняются часто, поэтому анализ двух поездок с разницей в сутки анализировать некорректно.
Под постом Васильева развернулась целая дискуссия. Оказалось, что кому-то дешевле обходятся поездки с Gett, другому — с «Яндекс.Такси». Пока люди решали, какое приложение лучше, в Facebook появился еще один пост о манипуляциях «Яндекс.Такси» с ценами из-за приложения Gett. По словам блогера, он давно знает, что «Яндекс.такси» мошенничает. «Можно снизить цену поездки, не заказывая такси, сразу. Сначала смотрим цену «Яндекса», потом смотрим цену Gett, потом возвращаемся в «Яндекс.Такси» и цена будет ниже. Я таким образом снижал стоимость поездки, например, с 600 до 400 рублей», — написал Юрий Борисов.
Под постом ему ответил тот же представитель «Яндекс.Такси». Дмитрий Волков написал, что у обоих сервисов идентичный доступ к информации о пользователях мобильных телефонов. «Никакого влияния на цену поездки установленные приложения, а также цвет телефона и размер его дисплея, не оказывают. Стоимость поездки формируется динамически и зависит от маршрута, ситуации на дорогах и количества свободных машин», — заявил представитель сервиса.
В Gett в письме на имя главы ФАС рассказали, что исследовали стоимость поездок в приложении «Яндекс.Такси» и обнаружили, что цена снижалась примерно в 60% случаев при использовании также приложения Gett. Догадки сотрудников сервиса подтвердили не только их аналитики, но и независимые эксперты. Впрочем, кого именно Gett привлек для анализа, неизвестно. «Мы сильно обеспокоились, увидев пост блогера, — заявил «Ведомостям» основатель Gett Дэйв Вайсер. — «Яндекс» каким-то образом довольно много знает о том, что происходит на вашем мобильном устройстве, например, когда вы начинаете ездить на Gett. Попросили ФАС разобраться».
По мнению юристов, обработка данных о владельце мобильника не запрещена законом при условии, если клиент принимает пользовательское соглашение. А его мало кто читает.
Отметим, что сервис Gett в июне был признан московским УФАС нарушителем рекламного законодательства. Ведомство признало недостоверным заявление в рекламе такси: «Gett Taxi от 50 рублей». «Регулятор установил, что указанная цена относится лишь к подаче машины и непосредственно посадке пассажира. В дальнейшем идет начисление платы за время в пути или километраж, в связи с чем минимальная цена поездки увеличивается почти на 20%», — говорится на сайте ФАС.
Gett пожаловался на «Яндекс» накануне принятия решения службой об объединении «Яндекс.Такси» и Uber, о котором два крупнейших такси-сервиса заявили еще в июле. Согласно договоренностям, «Яндекс» инвестирует в новую фирму 100 миллионов долларов, а Uber – 225. Стоимость компании NewCo оценивается в 3,725 миллиарда долларов. После новостей об объединении с Uber акции «Яндекса» подорожали более чем на 17%. Последний срок для принятия решения ФАС — 17 ноября.
Пока Gett подозревает «Яндекс» в недобросовестной конкуренции, а Uber готовится к объединению, клиенты всех сервисов жалуются на все приложения, такси и особенно самих таксистов: незаконное списание средств, хамы-водители не приехали на точку «А», не довезли или высадили посредине маршрута.