Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о просветительской деятельности. Согласно тексту документа, заниматься просвещением могут только органы государственной власти, органы местного самоуправления и уполномоченные ими организации. Авторы идеи считают, что ранее за просветительской деятельностью могла скрываться пропаганда. Инициативу не поддержали 95 депутатов.
В документе закрепляется понятие «просветительская деятельность». «[Это] осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, которая направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», — дается определение в законе.
В тексте указано, что кабмин получает полномочия по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности и форм контроля за ней. Для ведения такой деятельности, в том числе чтения научно-популярных лекций, нужно будет получить специальную лицензию после правительственного заключения.
Также закон запрещает использовать такую деятельность для «разжигания какой-либо розни, агитации и пропаганды». По мнению авторов инициативы, отсутствие закона «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Поддержали инициативу 308 депутатов, 95 выступили против, один воздержался. В случае подписания закона он вступит в силу уже с 1 июня этого года.
Ранее члены РАН попросили президента РФ Владимира Путина не подписывать документ. Как сообщил зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Лукин, ученые направили российскому лидеру письмо с просьбой отклонить документ. Сенатор также выступил против одобрения Советом Федерации этого документа.