Лидер правящей польской партии Ярослав Качиньский мечтает, что канал через Балтийскую косу сделает Варшаву полностью независимой экономически от Москвы, пишет Gazeta Wyborcza. Сейчас корабли, которые направляются в польский порт Эльблонг, должны проходить через российские территориальные воды в районе Балтийска. В беседе с Daily Storm губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал, что никаких ограничений прохода через пролив у польских судов никогда не было, а канал — ненужная авантюра. Алиханов заявил, что Россия никогда не пользовалась своим положением транзитера.
«Строительство этого канала — это исключительно попытка деньги потратить [впустую]... Чтобы у танковых полков, которые располагаются рядом с Эльблонгом, была отдельная, независимая, наверное, возможность пройти через этот канал. Все, больше ни для чего это не нужно! Я думаю, что все это понимают, и Качиньский тоже, я не понимаю, почему он не скажет просто все это напрямую, странный человек какой-то», — заявил Алиханов.
«Это [зависимость Польши от транзита через пролив в районе Балтийска] вранье, — продолжил Алиханов. — Господин Качиньский подменяет понятия. У поляков не было никогда никаких проблем с проходом в порт Эльблонга. Основные порты Польши, которые находятся в районе, — это Гданьск, Гдыня. Они не требуют захода в залив. Если нужно попасть в Эльблонг, то никогда никаких ни технических, ни политических, ни других каких-то ограничений для прохода через пролив рядом с Балтийском у польских судов или у любых других судов не было».
«Никакой географией ни Москва, ни региональная власть никогда не пользовались и спокойно пропускали все суда, которые хотели пройти через пролив», — подчеркнул губернатор.
По его словам, Польша нарушает международное право, а новый канал может стать причиной экологических бед в регионе. «Поляки в нарушение всех договоренностей — и двухсторонних, и многосторонних — не провели никаких консультаций на эту тему, никаких исследований. Европейская комиссия также им указывала на то, что они должны соблюдать эти требования и какую-то экологическую экспертизу провести. Но они не прислушались и продолжили строительство, нарушая международное законодательство», — добавил Алиханов.
Решение о строительстве канала через Балтийскую косу было принято польскими властями еще в 2016 году. Евросоюз и Россия неоднократно выражали беспокойство насчет урона экосистеме в этом районе.
Тремя годами позже Евросоюз запретил Польше строить канал без одобрения Еврокомиссии, однако Варшава заявила, что строительство необходимо. В июне 2020 года Польша завершила первый этап работ, который находился под контролем у польского президента Анджея Дуды.
Строительство канала через Балтийскую косу, по мнению польских властей, обеспечит в будущем независимость от России. Местные СМИ в свою очередь пишут о том, что канал не обеспечит необходимый уровень обороны, на которую рассчитывает правящая партия «Право и справедливость».