Киев не отказывается от намерений проводить военные корабли через Керченский пролив. Однако власти Украны намерены разработать план, чтобы избежать повторения инцидента в ноябре 2018 года, когда моряки из этой страны были задержаны российскими пограничниками. Об этом заявил глава Генштаба Вооруженных сил страны Руслан Хомчак в интервью программе «Донбасс. Реалии».
«Через Керченский пролив мы проходим каждый день. Военные попытки повторять так же, как это было, мы не собираемся. Будем думать, как это делать так, чтобы не было таких последствий», — сказал Хомчак. Руководитель Генштаба добавил, что во время захвата украинских моряков в отношении них были зафиксированы «провокации с российской стороны».
«Они [пограничники РФ] не собирались выполнять нормы морского права, гуманитарного права. Так, как повела себя Россия в Керченском проливе, — классификация от нашего руководства была, что это — открытая военная агрессия и я с этим согласен», — подчеркнул Хомчак.
Ранее в июне в интервью «Би-би-си Украина» глава Генштаба заявил, что Киев не намерен совершать проход военных кораблей через Керченский пролив. По словам военного, у страны «нет столько украинцев, чтобы мы ими так могли рисковать». Хомчак также обращал внимание на высокий уровень угрозы в Керченском проливе.
Корабли ВМС Украины (два артиллерийских катера и рейсовый буксир) были задержаны в ноябре 2018 года неподалеку от Керчи, после того как вошли в территориальные воды России. По словам российских пограничников, военные суда не реагировали на предупреждения. Корабли отбуксировали в порт Керчи, а моряков арестовали и поместили в московский СИЗО. По версии Киева, Москва была предупреждена о маневрах. Власти Украины расценивает произошедшее как агрессию. Москва характеризует ЧП в Керченском проливе как провокацию.
Президент Украины Владимир Зеленский говорил, что освобождение моряков является его первоочередной задачей на посту главы государства. На встрече с французским лидером Эммануэлем Макроном 17 июня Зеленский назвал возвращение захваченных в Керченском проливе военных одним из условий для возвращения к работе «нормандской четверки»по урегулированию ситуации в Донбассе.