Участник 50-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию, сотрудник Роскосмоса Андрей Борисенко рассказал «Шторму», почему в российском и американском сегментах МКС установлены туалеты отечественного производства. NASA накануне американского Дня независимости обратилось в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» с просьбой отремонтировать сантехнику. Сумма контракта не раскрывается, но известно, что в 2007 году американцы заплатили за «сантехнику» 19 миллионов долларов.
«Факт остается фактом — наши американские коллеги действительно заказывали нам, специалистам Роскосмоса, туалет. До настоящего момента он успешно работал на американском сегменте, — отметил собеседник «Шторма». — У американцев была своя пилотируемая космонавтика, и, конечно, на их станциях были туалеты. Но они, видимо, посчитали, что наше АСУ [ассенизационно-санитарное устройство] более надежное, удобное и понятное, чем те аналоги, которые были [у них]».
Финансовых и организационных проблем с починкой космического туалета у «Энергии» возникнуть не должно. Представитель Роскосмоса отметил, что международные санкции и обострение отношений между Россией и США не отразились на космической отрасли — сотрудничество сохраняется в полном объеме.
Вся Международная космическая станция условно поделена на два больших сегмента — российский и американский. В американский входят европейский, два азиатских модуля и некоторые другие. Вся техника, установленная в этих модулях, производилась в странах, которым принадлежат эти отсеки. Кроме туалетов, которые на двух сегментах станции были российскими, отметил Борисенко.
Надежность и технологичность космической сантехники — ее особые качества: «Такая техника специально проектировался с условием, чтобы ее можно было починить в условиях невесомости «своими руками» — позвать на борт сантехника в космосе, к сожалению, нельзя! Поэтому космические туалеты гораздо более ремонтопригодны, чем большинство образцов земной техники».
Однако простейший процесс отправления естественных нужд в космосе является сложнейшей задачей. «С точки зрения использования такой техники это все гораздо сложнее, чем на земле, — поход в туалет — это целая технологическая операция, из алгоритма которой ни в коем случае нельзя упускать ни одной детали», — объяснил Борисенко.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин 28 июня поставил перед ведомством амбициозную задачу по осуществлению экспансии России в космосе, сравнив это с мессианством и религией. Рогозин также озвучил несколько основных принципов работы предприятия, которое он возглавляет, и в СМИ поспешили окрестить их «десятью заповедями» бывшего вице-премьера. Борисенко тогда объяснил «Шторму», что послание Рогозина нужно рассматривать через призму прагматизма, а не мистицизма.