Глава делегации Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе, первый президент страны Леонид Кравчук заявил, что в минских соглашениях отсутствует обязательное требование о введении «особого статуса» для отдельных регионов Донецкой и Луганской областей в украинскую Конституцию. Об этом он сказал в эфире телеканала «Украина 24». Кравчук считает, что для достижения мира Киев должен искать общий язык с жителями востока страны.
«В минских соглашениях нет обязательного требования вводить так называемый особый статус для отдельных регионов Донецкой и Луганской областей в Конституцию Украины. А некоторые, в том числе российская сторона, настаивают, что там, мол, именно так написано. И мы должны доказать, должны сесть и прочитать вместе, и прийти к выводу», — заявил Кравчук.
Он также высказал убеждение, что минские соглашения нельзя подвергать сомнению, однако стороны переговоров совершенно по-разному трактуют их определенные положения. По мнению Кравчука, за пять лет, прошедших после подписания документа, некоторые его положения перестали работать или работают «противоречиво».
«Нельзя что-то сделать в Донбассе, не зная требований и желаний людей там. А Витольд Павлович [Фокин] может сделать такие шаги, которые позволят узнать больше. А если человек получает информацию — он сразу может принимать более правильные решения. Нам нужно применять все возможности. Мир — это главное», — заключил он.
Минские соглашения — документ, призванный урегулировать вооруженный конфликт на востоке Украины. Был согласован в феврале 2015 года на саммите в Минске главами Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четверки» и подписан Контактной группой по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Позднее минские договоренности были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН. О необходимости прописать в Конституции страны особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей упоминается в пункте 11 документа.
За пять лет, прошедших с даты подписания минских соглашений, ни один их пункт выполнен не был. Москва обвиняет Киев в саботировании политической части этих договоренностей. Украинская сторона, в свою очередь, заявляет о приоритетной необходимости прекращения огня, а также восстановления ее контроля над границей между самопровозглашенными республиками и Россией как ключевого условия для проведения местных выборов и возвращения этих территорий в состав Украины.