Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что в Кремле изучают новую стратегию национальной безопасности США. По мнению Москвы, документ написан в «имперском» стиле, говорящем о том, что Вашингтон и далее будет навязывать всему миру свою точку зрения. Впрочем, сами Соединенные Штаты, несмотря на агрессивность формулировок, относятся к документу как к напоминанию о своей гегемонии, рассказал «Шторму» политолог, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Песков отметил, что в концепции нацбезопасности США есть и некоторые позитивные моменты. В частности, Вашингтон готов сотрудничать с Москвой, да и с другими странами в областях, которые соответствуют интересам Соединенных Штатов. Пресс-секретарь Кремля подчеркнул, что один из самых свежих примеров — предотвращение теракта в Санкт-Петербурге благодаря информации от американских силовых ведомств, что помогло спасти много жизней.
«В целом, конечно, наверное, налицо имперский характер документа, налицо нежелание отказываться от однополярного мира, причем настойчивое нежелание, неприятие многополярного мира», — цитирует «Интерфакс» Пескова, который отметил, что документ читал бегло. Особенно сильно Москву беспокоит то, что США воспринимают Россию и Китай как угрозы. В документе эти страны отмечены как имеющие «ревизионистские режимы», стремящиеся создать противоречащий американским интересам и ценностям мир при помощи пропаганды, принуждения и новых технологий.
Стратегия национальной безопасности США, хоть и написана достаточно агрессивным языком, не описывает алгоритм действий, которому Вашингтон будет следовать в мировой политике. «Соединенные Штаты не собираются выполнять ни предыдущую, ни эту редакции. Они на них ориентируются и их демонстрируют. Это не документ прямого действия, во внешней политике их не бывает», — рассказал «Шторму» Брутер.
Эксперт подчеркнул, что принятие стратегии национальной безопасности — это способ, при помощи которого Вашингтон напоминает миру о своей гегемонии. При представлении документа глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил, что США «будут вершить мир с позиции силы». Именно эта фраза является основной мыслью, заключающейся в документе, считает Брутер.
В стратегии национальной безопасности упоминается каждый значимый мировой конфликт, включая израильско-палестинский, который был «разморожен» после объявления о переносе посольства США в Иерусалим. Брутер отмечает, что здесь Вашингтон не оставляет за палестинской стороной права на самоопределение. «На Ближнем Востоке США — главный миротворец. Кто еще может быть миротворцем?Если палестинцы не хотят принять американские миротворческие усилия, это их проблемы», — сказал эксперт.
Опубликованный документ не повлияет на российские официальные публикации наподобие «Концепции внешней политики»: в Кремле знают реальную ценность стратегии нацбезопасности США. «[Внешнеполитическая концепция] не несет зеркальный характер и не выстраивается из идей глобального противостояния или идей, что Россия является глобальной державой: все-таки это не соответствует действительности. Она выстраивается исключительно из российских интересов», — отметил политолог. Он добавил, что основная цель Кремля — сделать так, чтобы вокруг РФ все было «максимально нейтрально и спокойно».
Стратегия национальной безопасности США состоит из четырех блоков: защита страны, процветание, продвижение мира через силу и расширение американского влияния. Значительная часть документа касается внутренних экономических проблем США, а также внутренней и кибербезопасности. Предыдущую редакцию стратегии в 2015 году представил Барак Обама.