Минцифры предложило обязать операторов связи бороться с телефонными мошенниками — компании должны будут проверять номера, с которых поступают спам или обманные звонки. По проекту ведомства, абоненты смогут пожаловаться операторам на конкретные номера, и если проверка обнаружит, что с телефона работают мошенники, его заблокируют. По мнению экспертов, законопроекту нужна доработка, чтобы избежать блокировки множества добросовестных пользователей.
Согласно документу, о котором пишет «Коммерсантъ», операторов связи предлагается обязать устанавливать технические средства для противодействия мошенничеству и спаму. Под мошенничеством понимается вызов абонента при помощи подменных номеров, специальных технических средств и софта или несанкционированного доступа к операторскому оборудованию, под спамом — вызовы или сообщения с целью распространения рекламы без согласия абонента.
Чтобы решить эту проблему, абонент сможет обратиться с жалобой на конкретный номер к оператору, который передаст заявление в специальную систему проверки (порядок работы которой определит кабмин). Если проверка выявит мошенничество или спам, номер заблокируют.
По мнению представителей «Ростелекома», законопроект не потребует от операторов связи новых затрат или крупных усилий. «Негативного влияния на качество и доступность услуг связи не ожидается, напротив, повысится удовлетворенность потребителей»,— считают в компании. Расходы не будут значительными, поскольку крупные операторы связи уже используют такие системы, добавляют в «Ростелекоме».
Сами операторы связи относятся к законопроекту с осторожностью и указывают, что его необходимо тщательно проработать. В МТС и «Вымпелкоме» указали, что у них уже работают антиобманные системы — например, во время звонка система делает онлайн-запрос в центр проверки трафика, чтобы узнать, совершается ли он от банка-партнера. Если банк отвечает отрицательно, оператор блокирует звонок и оповещает компанию. В «МегаФоне» заявили, что изучают все предложения в рамках рабочей группы.
Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова отметила в беседе с изданием, что законопроект нуждается в доработке — он не учитывает, что заявления о спаме могут подаваться для блокировки номеров конкурентов или от хулиганов. «Это приведет к блокировке большого количества номеров добросовестных абонентов и компаний, которые должны будут доказывать, что они не совершали спам-вызовов», — полагает она.
По данным ЦБ, за III квартал 2020 года регулятор передал операторам информацию о 9,6 тысячи номеров, выявленных по подозрению в совершении мошенничества. Из них было заблокировано только 66. Кроме того, во II квартале было выявлено 29 тысяч банковских операций, совершенных без согласия клиентов. По данным ЦБ, 87% из них совершались с использованием мобильного телефона.