Минтранс обсуждает возможность введения в России нового сбора с продажи авиабилетов для формирования резервного фонда. Об этом пишут «Известия». По данным издания, появившиеся средства будут в резервном фонде и пойдут на выполнение обязательств перед пассажирами в случае форс-мажоров.
«Представляется необходимым установить сбор, взимаемый с пассажиров при оформлении билетов», — указывается в документе. Однако ожидается, что это не приведет к увеличению стоимости авиабилетов, поскольку новый платеж будет формироваться за счет перераспределения сборов.
При этом эксперты предупредили: механизм введения нового платежа пока неясен. Они указали, что если не уменьшить или не отменить другие сборы, цены на авиабилеты могут вырасти.
Отмечается, что при банкротстве какой-либо авиакомпании резервный фонд будет направлять средства на пересадку ее клиентов на другие рейсы. Кроме того, как пишет издание, ссылаясь на вице-президента ТКП Алексея Шубенкова, рассматривается возможность оплаты возврата денег за несостоявшийся перелет.
Шубенков заверил: создание фонда не станет причиной подорожания авиабилетов, так как данный платеж «будет формироваться за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством» страны.
По мнению члена правления Союза агентств делового туризма Татьяны Мехед, тема создания фонда для компенсаций пассажирам обсуждалась в разное время, начиная с 1990-х. Взимание сбора в пользу такого фонда скажется на отрасли положительно при условии, что его размер не будет обременительным для пассажиров, полагает эксперт.
Два источника в авиаотрасли заявили изданию, что сумма сбора может составить от 70 до 260 рублей с одного перелета. Но размер сбора еще обсуждается и до конца не утвержден. Часть суммы может быть перечислена не на счет образованного фонда, а направлена оператору системы за оказание услуги, утверждают собеседники издания. Оператором может стать «Авиагарант».
Планируется, что еще одной задачей «Авиагаранта» окажется объединение процессинга для двух систем взаиморасчетов, существующих в России, рассказал «Известиям» представитель «Ростеха». Это СВВТ (оператор ТКП) и BSP (оператор — Международная ассоциация воздушного транспорта, IАТА). Благодаря этим системам сейчас продают билеты на рейсы отечественных авиакомпаний, если их приобретают через агентов, а не напрямую у перевозчиков.
Известно, что сейчас в РФ в стоимости авиабилетов учитываются несколько сборов. Среди них топливный, аэропортовый и сервисный, взимается плата за безопасность и обслуживание пассажиров, обслуживание самолетов в аэропортах, предоставление услуг диспетчеров.
В марте пассажиропоток в России упал на 20% (до 5,2 миллиона человек). В апреле спад составил 30% (до 5,03 миллиона) в сравнении с такими же периодами прошлого года. Статистика за январь и февраль 2022 года показывала рост авиаперевозок. Поэтому общий пассажиропоток за четыре месяца вырос на 2,6%, до 24,8 миллиона человек.