В конкурсе на концессию по проектированию, строительству и эксплуатации моста через реку Лену около Якутска победил консорциум госкорпорации «Ростех» и группы «ВИС». Местные власти утверждают, что это был единственный участник конкурса, в возможностях которого в Якутии уверены. По их прогнозам, уже на этапе строительства мост принесет в регион новые рабочие места и средства для бюджета.
«Поданная частная концессионная инициатива хорошо проработана как с экономической стороны, так и с технической. На сегодняшний день это единственное известное мне серьезное предложение инвестора, обеспеченное всеми необходимыми ресурсами. Его подал консорциум двух ведущих российских компаний, о репутации которых свидетельствуют конкретные дела и реализованные проекты», — заявил вице-премьер правительства Якутии Кирилл Бычков (цитата по порталу ysia.ru).
По прогнозам местных властей, мост позволит сэкономить более четырех миллиардов рублей из бюджета ежегодно, а также повысит рост доходов граждан (за счет снижения расходов на транспорт) и удешевит потребительскую корзину не менее чем на 10%. «Мост через Лену уже на этапе строительства будет иметь для Якутии значительный мультипликативный эффект: создание новых рабочих мест, рост поступлений в бюджет, социальное и экономическое развитие прилегающих территорий», — добавил Бычков.
Согласно текущим расчетам проекта моста, стоимость строительства составит 83 миллиарда рублей, из них 54,2 миллиарда — капитальный грант из федерального и регионального бюджетов, еще 9,5 миллиарда рублей и НДС выплатит частный инвестор.
Ранее глава движения «Зеленая альтернатива» Олег Митволь в беседе с Daily Storm заявил, что если строительством моста займется группа «ВИС», то через несколько лет у государства могут начаться проблемы. Он подчеркнул, что обещания компании вложить миллиарды рублей в строительство подкреплены только «неподтвержденными письмами так называемой банковской поддержки», а практически у всех входящих в группу компаний нулевой баланс. «В моем понимании, когда компания приходит реализовывать проект, у нее должно что-то быть на балансе. И она должна быть в состоянии выполнить концессионное соглашение», — сказал тогда политик.
Якутск — единственный из 100 крупнейших городов России, который не имеет круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт движется по зимнику, летом — на пароме, который идет между берегами два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует более четырех месяцев в году.