Глава ВТБ Андрей Костин заявил, что банк продолжит увеличивать свое влияние на зерновом рынке России, потому что зерно, в отличие от нефти, никогда не закончится. Кроме того, он отметил, что ВТБ планирует заняться экспортом пшеницы, и не исключил строительства зерновых терминалов на Черном море.
«Нефть когда-нибудь закончится, а зерно — никогда. Думаю, что в перспективе ближайших нескольких лет, пока бизнес строится, мы еще будем выступать в роли игрока на зерновом рынке. Экспансию мы еще не завершили. Не исключаем, что будем строить новые зерновые терминалы на Черном море. После того как консолидируем и упакуем этот бизнес, выйдем из активов», — цитирует главу ВТБ Reuters.
Костин добавил, что считает необходимым строительство зерновых терминалов и на Дальнем Востоке: «Минсельхоз, насколько я знаю, считает это нужным. Но мы пока туда не смотрим».
Как пишет агентство, банк с 2018 года работает над созданием крупного игрока на зерновом российском рынке и скупает инфраструктурные активы России, чтобы расширить экспортные возможности страны.
«Поскольку у ВТБ есть достаточно развитый бизнес торговли <…> металлами, нефтью, мы попробуем торговать и пшеницей. Тем более, что спрос есть: в первую очередь это арабские страны, которые покупают много, Вьетнам и так далее», — сообщил Костин.
Инвестиции банка в зерновой бизнес уже превысили один миллиард долларов, отмечает Reuters. ВТБ владеет контрольным пакетом в зерновых терминалах НЗТ и НКХП в Новороссийске. Кроме того, банк получил контрольные доли оператора железнодорожных перевозок зерна «Рустранском» и зернового трейдера «Мирогрупп ресурсы».
Экспансия продолжается и в другом направлении: руководством ВТБ ведутся переговоры о покупке 50% акций в зерновом терминале в Тамани, которым владеют агрохолдинг Kernel (Украина) и международный трейдер Glencore. Переговоры, по словам Костина, уже находятся в финальной стадии, сторонам осталось уточнить несколько вопросов.
Костин подчеркнул, что ВТБ работает над созданием прозрачного рынка зерна в России, который работает по цивилизованным правилам. «Часть товара грузится в мелководных портах небольшими партиями, перегружается в море, доставляется малотоннажными судами, часто в обход фитосанитарных требований. В итоге страдает репутация всех российских экспортеров зерна. Мы же хотим, чтобы производитель имел возможность выгодно продать, а потребитель был уверен в качестве поставленного товара», — добавил он.
Ранее Костин рассказывал, что банк может принять участие в приватизации контрольного пакета Объединенной зерновой компании (ОЗК), поскольку ВТБ принадлежат остальные акции фирмы. Он отметил, что это вряд ли «дело ближайшего будущего» и добавил, что по данному вопросу они будут общаться с Минсельхозом. В ведомстве, в свою очередь, назвали обсуждение этого вопроса преждевременным.