Фото: © vk.com/overhear_police
Официально на сайте ГИБДД не написано ни строчки о 32-летнем лейтенанте Сергее Грачеве, которого насмерть сбил на Новом Арбате автомобиль с номером А896МР97. По информации СМИ, мерседес представительского класса числится в гараже ФСБ. Его водитель ехал на высокой скорости и сбил автоинспектора, стоявшего на разделительной полосе, тот умер на месте. Редакция «Шторма» обратила внимание на то, что с начала 2000-х сотрудники ГИБДД уже не первый раз попадают под колеса правительственных автомобилей на Новом Арбате.
ДТП произошло в понедельник, 25 сентября, около 22:30, на пересечении улицы Новый Арбат и Новинского бульвара. В интернете опубликовано видео происшествия. Водитель «мерседеса остановился и включил аварийку, но вскоре уехал на другом автомобиле, предварительно закрыв номера на своем. Позже номерные знаки, успевшие попасть в объективы фотокамер свидетелей, и вовсе сняли с мерседеса.
Не обнаружив на официальных сайтах МВД и ГИБДД информации о происшествии и комментариев представителей ведомств, «Шторм» решил обратиться в Московский профсоюз полиции. Председатель координационного совета организации Михаил Пашкин рассказал «Шторму», что определить степень вины каждого из участников трагического ДТП довольно сложно. По его словам, разделительная полоса на Новом Арбате давно служит для движения спецтранспорта. Сотрудники и скорой, и полиции, и пожарной службы обязаны включать проблесковый маячок и звуковой сигнал, двигаясь по ней. Правительственные автомобили — не исключение из правил. Пашкин допустил, что в произошедшем есть доля вины самого погибшего инспектора.
«Водитель не имел права, он на 100% виноват. Когда едешь по выделенной разделительной полосе, обязан включить сигнал и мигалку. В том числе — если это какое-то срочное дело: президент пригласил кого-то, еще что-то», — сказал Пашкин. Кроме того, судя по видео с камер наблюдения, во время ДТП проезжая часть не была перегружена. Кадры подтверждают версию Пашкина о том, что «дело было ночью, там не должно было быть такого движения, чтобы появилась необходимость ехать по разделительной полосе. Езжай по обычной — и никаких проблем».
Что касается вины погибшего Сергея Грачева, Пашкин рассказал, что по регламенту работающий на разделительной полосе сотрудник ГИБДД должен поставить на ней свой автомобиль с включенным проблесковым маячком. Правило ввели в начале 2000-х годов после похожего ДТП со сбитым сотрудником. Оно тоже произошло на Новом Арбате.
«Тогда дали команду ставить автомобиль на полосе, если сотрудник работает. Потом, видимо, кто-то запретил: «полоса-то для нас, любимых, мы должны по ней ездить, а вы машину свою ставите гаишную». И убрали. И опять сотрудника сбили», – поделился воспоминаниями Пашкин. По его словам, ФСО может запретить ставить автомобили ГАИ в любом месте.
При этом руководство ГИБДД не снимает с сотрудников обязанности по контролю за соблюдением правил дорожного движения в опасных местах. Как и везде, на Новом Арбате инспекторы должны следить, чтобы выделенной полосой не пользовался никто, кроме спецтранспорта с включенными мигалками и звуковыми сигналами. Вот только безопасность полицейских мало кого волнует, кроме их самих. «Получается, что ради интересов товарищей с номерами АМР убивают сотрудников правоохранительных органов», — заключил Пашкин.
На вопрос «Шторма» о правомерности действий водителя, когда он закрывал номера ведомственного мерседеса, а после и лиц, которые их сняли, Пашкин сказал, что «собственник имеет право скрутить номера в любой момент, если автомобиль стоит не в запрещенном месте, а владелец находится рядом. Ему за это ничего не будет». А в данном случае, по мнению председателя координационного совета Московского профсоюза полиции, «номера скрутили, чтобы не говорили, что машина (которая возит. — Примеч. «Шторма») конкретного человека, сбила сотрудника ГАИ. Чтобы не привязывать к фамилии».
Во избежание новых смертей по вине водителей автомобилей с правительственными номерами на Новом Арбате «надо поставить там разделительное ограждение — и все. Пусть правительство ездит как обычные люди на всем Западе. А если они боятся собственного народа, то какое ж это правительство?!» – считает Пашкин. Он также предложил кардинально решить проблему: «Сделать всем обычные номера без всяких серий. Пусть ездят под охраной те, кто в списке «охраняемых лиц». Их не так много. А у остальных должны быть обычные номера, как у всех людей. И забрать у всех мигалки».
«Власть имущие будут сами у себя мигалки отбирать? Это же смешно», — тут же усомнился в возможности такого решения в российских реалиях председатель координационного совета Московского профсоюза полиции.
На Новом Арбате с правительственными автомобилями несколько раз случались дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадавшими становились инспекторы ГИБДД. Вот только некоторые, которые без особого труда можно найти в СМИ.
В июле 1993 года волга из «гаража особого назначения» врезалась тогда еще на проспекте Калинина в стоявшие у обочины жигули и две нивы. За рулем волги находился пьяный работник одной из воинских частей, а в пострадавших жигулях ехал сотрудник УВД города Химки. Позже выяснилось, что автомобиль виновника аварии обслуживал Бориса Ельцина и использовался для выполнения разовых поручений президента России. По счастливой случайности никто из участников ДТП тогда не пострадал.
В 2005 году старшего лейтенанта полиции, дежурившего на разделительной полосе на Новом Арбате, сбила волга, принадлежавшая Гохрану при Министерстве финансов. На машине были установлены спецсигналы и спецномера. Инспектора ГИБДД госпитализировали с переломом левой голени.
В 2011 году там же, на Новом Арбате, автомобиль Audi А8L, двигаясь по выделенной разделительной полосе с включенным спецсигналом, сбил инспектора ГИБДД. Иномарка принадлежала аппарату правительства Мурманской области. На пассажирском сиденье находился губернатор региона Дмитрий Дмитриенко. Сотрудник Госавтоинспекции получил черепно-мозговую травму и перелом ноги.