Главный токсиколог Омской области Александр Сабаев заявил, что в случае отравления боевым отравляющим веществом оппозиционер Алексей Навальный бы не выжил. По его словам, врачи не проводили специальную процедуру реанимации, без которой человек, отравленный «Новичком», умер бы в первые часы. Также он рассказал, что российские врачи не получали информацию о состоянии Навального от немецких коллег.
«Без процедуры ультрагемодиафильтрации спасти человека невозможно. У нас эта процедура не использовалась, поскольку не было показаний. Если бы оно [отравление] было, он погиб бы в первые часы», — рассказал Сабаев.
«Восемь консилиумов было проведено, 60 биохимических исследований, несколько кардиограмм, постоянный мониторинг систем организма на хорошем оборудовании, инструментальные и лучевые методы диагностики <...> исключали все возможные причины такого кризисного состояния. Токсикология была на первом месте, это было самое первое исследование, и через восемь часов был дан ответ об отсутствии токсикантов», — отметил токсиколог.
Токсиколог рассказал, что исследование биологических материалов Навального проводилось в экспертных лабораториях Омска и в федеральных учреждениях на оборудовании высокой чувствительности.
«Исследование проводилось в бюро судебно-медицинской экспертизы. Это экспертного класса оборудование, поэтому здесь не доверять ему невозможно. Это аппаратура производства Соединенных Штатов», — добавил Сабаев.
Врач сообщил, что омские медики не получали данные о состоянии политика от немецких коллег: «Омские медики не получали никаких данных. Была инициатива с нашей стороны 23 числа о предоставлении данных как с нашей стороны, так и со стороны немецких медиков, но на этом наше общение закончилось».
Также Сабаев заявил, что выход Навального из комы 7 сентября подтверждает диагноз, поставленный российскими врачами.
«Вполне такое может [быть] при метаболическом синдроме. Я подчеркиваю, кома носила метаболический характер, поэтому при восстановлении обмена веществ, нормализации критического состояния, купировании всех синдромов, которые сопутствующий характер носили, две-три недели — достаточно для того, чтобы купировать и коматозное состояние», — сказал токсиколог.
До этого Сабаев предположил, что случившееся с Навальным может быть вызвано следующими причинами: диетами, алкоголем, стрессом, перегревом и даже пропуском завтрака. По его словам, за несколько дней до госпитализации у политика уже были проблемы с пищеварением. «Пациент использовал в своей практике в эти дни еще и диеты, что связано с похудением, снижением массы тела», — рассказал он. Это и могло привести к сбою метаболизма.
Ранее официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что Германия «блефует, обслуживая грязную политическую возню» в ситуации с российским политиком Алексеем Навальным. Посла Германии в России Геза Андреаса фон Гайра вызвали в МИД РФ, чтобы обсудить доказательства отравления Навального, о которых заявляет Берлин.
7 сентября врачи немецкой клиники Charite вывели из состояния искусственной комы Алексея Навального. Его отключили от аппарата вентиляции легких, он реагирует на «словесные раздражители». От прогнозов по поводу выздоровления политика медики воздержались, но обещали информировать общественность о здоровье Навального.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявлял, что Россия заинтересована и хочет прояснить ситуацию с оппозиционером, но никаких следственных действий не будет, пока немецкая сторона не представит ответы на вопросы, которые Москва направила в Берлин.
Навальному стало плохо утром 20 августа в самолете, следовавшем из Томска в Москву. Лайнер приземлился в Омске, политика госпитализировали. Как сообщила тогда пресс-секретарь оппозиционера Кира Ярмыш, он ничего не ел утром и только пил чай.