Российский рэп-музыкант Оксимирон (Мирон Федоров) 1 ноября выпустил новый сольный трек «Кто убил Марка?». Название сингла отсылает к предыдущему альбому Мирона — «Горгороду» (2015), где фигурирует вымышленный персонаж Марк. Несколько лет рэпер не выпускал композиции, но поле четырех лет молчания высказал свои мысли относительно всех волнующих его событий 10-летней давности в форме исповеди. Кинорежиссер, музыкальные критики и психолог рассказали RTVI, почему так популярно творчество рэпера и о чем его трек «Кто убил Марка?».
Музыкальный критик Борис Барабанов считает, что творчество Мирона сравнимо с творчеством Земфиры. Оба артиста считаются эталонами, которые могут ответить на значимые общественные вопросы и на которых можно «переложить ответственность».
«Есть артист, который должен выйти с новым откровением, научить нас жить и расставить все на свои места, — рассуждает эксперт. — Мне кажется, что Мирон, как и Земфира, относятся к категории артистов, которые сказали когда-то что-то важное и теперь их легко использовать в таком контексте «ответов на все вопросы», то есть перекладывать на них ответственность за свою жизнь».
По словам Барабанова, Оксимирон действовал как профессиональный маркетолог, когда выпускал новый трек: «Оксимирон и его команда оказались гениальными маркетологами, умеющими привлечь внимание к продукту, — считает критик. — И сделать так, чтобы, скажем так, девушки за 40, которые в жизни не интересовались никаким хип-хопом или историями, в которых кто-то кого-то ставит на колени, теперь всерьез интересуются и разбирают с гуглом текст нового сингла».
Психолог и психотерапевт Наталья Васильева думает, что сама тема в треке «Кто убил Марка?» стала ключом к успеху. В этой композиции автор не скрывает свои слабости, внутренние психологические травмы, которые ему удалось проработать спустя годы.
«Было ощущение, что Оксимирон все это время жил с расстроенной самооценкой», — делает вывод психолог.
«Основная претензия к себе у Мирона Федорова, мне кажется, в слабости — друг смог вытащить стыдную историю на свет, а Оксимирон — нет. И первый трек с нового альбома — свидетельство того, что автор сам решил вытянуть себя из этой ситуации за волосы», — полагает Васильева.
По ее мнению, ответ на вопрос «Кто убил Марка?» очевиден: «Задав вопрос о персонаже, он отвечает текстом о себе самом. Марка убил автор — и правильно сделал».
Васильева считает, что травма, которую прорабатывал Оксимирон долгие годы и о которой он рассказал в сингле, сыграла ему на руку: «Ты не можешь изменить прошлое, но ты можешь понять его в настоящем. И тем лучше, что творческий продукт теперь служит маркетинговым целям, став первым синглом с альбома: значит, он поставил проработанную травму себе на службу».
Литературный критик и продюсер Александр Гаврилов проводит параллели между творчеством Оксимирона и поэзией начала XX века: «Можно сравнить «Кто убил Марка?» с новаторскими экспериментами в поэзии 1910-1920-х годов — по подходам, по новизне, по свежести».
Привлекательность творчества рэпера заключается в его искренности, уверен эксперт: «А здесь автор выставляет напоказ свои кишки и кровь. И в этом новизна и оригинальность Оксимирона».
Гаврилов, как и Васильева, считает, что «убийцей» Марка, чье имя фигурирует в названии трека, является сам Оксимирон: «Кто убил Марка? А вот Мирон Янович Федоров и убил — то есть сам автор. Он предельно открыт и не защищен ничем — ни от успеха, ни от хейта».
Кинорежиссер Роман Либеров назвал рэп-исполнителя новым художником. По словам Либерова, поэтом Мирона Федорова назвать нельзя, но амплуа деятеля современного искусства ему подходит.
«Мирон находится в процессе непрерывного самопознания, самокопания, самоанализа — и его тексты, и его треки являются результатом этого процесса. И в этом смысле я бы скорее назвал его современным художником, деятелем современного искусства», — отвечает режиссер.
«А вот приписывать статус «поэта» я бы не стал», — добавляет он.
Либеров отмечает, что сингл «Кто убил Марка?» — это 10-минутная исповедь человека, которая не предполагает общественного мнения, одобрения или хейта: «Просто сама исповедь не предполагает нашего мнения и тем более хейта — она просто предлагается нашему вниманию. И поэтому я бы рекомендовал вообще воздержаться от публичной критики. — заключил он. — <…> Дайте просто сказать человеку то, что он хочет сказать».
Рэпер Оксимирон 5 ноября выпустил новый трек «Цунами», который сопровождается анимационным роликом. В ролике показана жизнь существа наподобие ящерицы, которое борется со своей натурой животного и пытается подстроиться под человеческое общество. Это второй трек от Оксимирона за неделю после нескольких лет молчания.