Глава Комиссии Общественной палаты (ОП) по развитию информационного общества Александр Малькевич, обсуждая тему фейк-ньюс и влияние ботов в мессенджерах на общественное мнение, назвал ситуацию новым вызовом для общества. Он также отметил, что представители ОП намерены обратиться к вице-премьеру Максиму Акимову, куратору нацпроекта «Цифровая экономика», с просьбой повысить уровень SMM-образования в стране.
«Все мы понимаем, что это новый вызов, который стоит перед гражданским обществом, когда буквально из ничего появляются авторитеты, которые бряцают своим оружием в виде количества подписчиков. И чем больше читателей, тем больше доверия у аудитории вызывает канал. А эти якобы авторитетные люди навязывают свою точку зрения, причем чаще всего фейковую, для продвижения определенных инициатив», — сообщил в ходе круглого стола Малькевич.
В качестве примера глава Комиссии ОП привел историю актера Александра Михайлова, когда разные издания, перепутав известного артиста с тезкой-профессором кафедры духовых инструментов, сочли его мертвым.
«Информацию разнесли большие «авторитетные» паблики в Telegram, затем взяли СМИ. Поскольку речь шла об известном человеке, ряд журналистов стали обзванивать его родных и наткнулись на самого Михайлова. Да, это была случайная накладка. Но есть огромное количество целенаправленных вбросов. Проблема вокруг нас. Мы с этим живем», — добавил он.
Депутат Госдумы Дмитрий Ионин рассказал, что один из его товарищей рекомендовал «накрутить подписчиков», потому что несолидно иметь маленькую аудиторию и «все так делают». Парламентарий добавил, что необходимо разработать «правила игры» для Telegram, в противном случае мессенджер превратиться «в помойку и болото». «Поэтому нам нужно, чтобы ботоводство в этой сфере стало «зашкваром», — подчеркнул он.
Пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев предложил обратить внимание на то, что SMM-просвещение в стране находится на крайне низком уровне, в связи с чем канал оценивается по количеству подписчиков, а не по контенту. «Я предлагаю написать коллективное обращение в адрес руководства Telegram с просьбой объявить «Ночь избавления от цифровых вшей», — сообщил он.
Блогер Леся Рябцева предложила обратить внимание на разницу между фейк-ньюс и ботами. По ее мнению, от первого сложно защититься, потому что с «развитием технологий мы все торопимся словить хайп, собрать просмотры. Проблема с ботами — про другое», — добавила она.
По итогам совещания было принято решение обратиться в компании, чья деятельность непосредственно связана с развитием интернет-технологий, для обсуждения борьбы с ботами и выработки конкретных механизмов. Также была затронута проблема введения кодекса этики пользователей, которую планируется вынести на широкое обсуждение в ближайшее время.
Кроме того, представители ОП обратятся в адрес куратора нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации», замглавы правительства России Максима Акимова, а также в профильные НКО с целью повысить уровень SMM-просвещенности жителей России. Данная идея была поддержана депутатом Госдумы Дмитрием Иониным и блогером Лесей Рябцевой.