Исследование Национального рейтингового агентства (НРА) показало, что России не удалось за счет внутреннего производства заместить поставки основных категорий импортных продуктов. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Николай Панков призвал аналитиков, критикующих программу контрсанкций, вспомнить голодные 90-е и сравнить с нынешними временами. По мнению Панкова, когда президентом стал Владимир Путин, Россия все больше стала ориентироваться на свои продукты, которые не уступают по качеству зарубежным.
«В 90-е все сельское хозяйство было разрушено: птицеводство, растениеводство, животноводство. А сейчас задачу о наличии своих продуктов питания, которую ставил президент, мы из года в год выполняем. Сегодня достижения по торговле российской сельхозпродукцией обогнали доходы от продажи нашего оружия», — заявил Daily Storm Панков.
Парламентарий призвал обратить внимание, что «на столах наших граждан сейчас превалируют российские продукты». «У нас раньше не было своего молока, овощей, фруктов. Только с приходом Путина мы начали обеспечивать себя мясом птицы на 85%, говядины на 70%. Но сразу нельзя заменить производство всей продукции! Мы сейчас закупаем семена картофеля, подсолнуха, кукурузы. Но на основные продукты идет импортозамещение», — полагает депутат.
Депутат отметил, что «все социологические опросы хороши, когда кушать есть что, когда имеются свои хорошие продукты».
«Что-то социологических исследований я не видел, когда нас забрасывали продуктами ГМО. Сейчас же государство много средств вкладывает в развитие сельского хозяйства и производства — и от этого есть отдача», — сказал Панков.
Он добавил, что в настоящий момент «идет жесткая конкуренция» на рынке продовольствия. «Но никто не может отрицать, что сегодняшняя программа продовольственной безопасности в большей степени обеспечена», — считает парламентарий.
В августе 2014 года было введено эмбарго на ввоз в Россию ряда товаров из стран Запада в ответ на санкции против РФ. Первый запрет на поставки товаров — мяса, рыбы, молочной продукции, сыров, овощей, фруктов — касался стран ЕС и США. Через год санкции расширили на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, позже — на Украину. Тогда объем продуктов планировалось заместить согласно стратегии импортозамещения, принятой в 2012 году и рассчитанной до 2020 года.
По результатам исследования Национального рейтингового агентства (НРА) объем импорта молочной продукции получилось сократить на 20% вместо запланированных ранее 30%, плодоовощной продукции — на 11% (вместо 30%). Непосредственно ввоз овощей уменьшился на 27%, тогда как должен был снизиться на 70%.
Более оптимистичной оказалась ситуация с объемом импорта мяса, который сократился на 65%. В 2020 году Россия ввозила менее 600 тысяч тонн мяса, тогда как в 2000-х речь шла о 2,5-3 миллионах тонн. Также выросло производство рыбы: в 2019 году в стране произведено 4,21 миллиона тонн лососевых против 3,68 миллиона тонн в 2013 году.
В исследовании аналитиков НРА уточняется, что в ряде случаев поставки из государств, попавших под санкции России, заместили ввозом продуктов из третьих стран. Однако частично это произошло за счет реэкспорта все той же запрещенной к прямому ввозу в РФ продукции.
В частности, после запрета на поставки фруктов из Евросоюза эту нишу фактически занял Эквадор, при этом увеличив импорт из стран ЕС в семь раз. Объем поставляемых на российский рынок овощей из Китая вырос после ввода санкций, но в КНР нарастили поставки из ЕС втрое. Кроме того, эксперты допускают реэкспорт санкционной продукции, но через страны ЕАЭС, Молдавию, Сербию, Азербайджан.