Российские нефтяники торгуют топливом себе в убыток на оптовых рынках РФ, заявил гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его подсчетам, компании теряют примерно 2,3 тысячи рублей за тонну бензина АИ-92. Причиной для этого является падение спроса из-за коронавируса, а также рост выплат по демпферу, который призван обеспечить стабильные цены на бензин.
Турукалов пояснил в беседе с РБК, что к 20 апреля цена за тонну АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) составила 35,77 тысяч рублей за тонну. При этом издержки, в которые входят акциз, выплаты по демпферу, НДС и НДПИ, составляют 38,07 тысяч рублей за тонну.
Причина резкого падения цены — уменьшение спроса на бензин, отметил аналитик Сбербанка Андрей Громадин. После введения режима самоизоляции автомобильный трафик в России существенно упал, водители не закупают бензин в прежних количествах (по данным Reuters, спрос упал в среднем на 50%).
Платежи по демпферу также резко выросли в этом году — из-за падения цен на экспортных рынках, теперь нефтяники должны доплачивать государству, чтобы сохранять цены на бензин в России на прежнем уровне. Если в январе 2020 году эта издержка составляла порядка 100 рублей за тонну, то теперь она превысила 17 тысяч рублей за тонну. По оценкам Минфина, выплаты могут поставить в бюджет страны 600-700 миллиардов рублей.
Турукалов отметил, что ситуация на рынках может стабилизироваться уже в мае этого года. Запланированные многими компаниями простои и снижение переработки нефти примерно на четверть, а также активный экспорт нефти и нефтепродуктов сами по себе приведут к сокращению продаж моторных топлив на бирже и поспособствуют росту биржевых цен.
12 апреля министр энергетики Александр Новак заявил, что цены на автомобильное топливо в 2020 году в России будут не выше инфляции, а также могут сохраниться на текущем уровне. Перед этим правительство России в связи с падением цен на нефтяном рынке решило временно ограничить импорт топлива, которое подешевело за границей вместе с нефтепродуктами. Это позволит предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на российский рынок. По оценкам ряда изданий, ограничительные меры будут носить временный характер — на текущий момент они рассчитаны до сентября 2020 года.