Австрийская компания Gas Сonnect заявила о восстановлении в полном объеме транзитных поставок газа в страны ЕС после аварии 12 декабря на хабе под Веной. Взрыв едва не привел к энергетической катастрофе – сразу после происшествия поставки голубого топлива почти полностью прекратились в несколько европейских стран. Этот инцидент – «отличный урок» и для России, и для Европы, заявил в интервью «Шторму» профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Валерий Бессель.
Ученый уверен, что такая крупная технологическая авария значительно ускорит процесс диверсификации поставок углеводородов в Европу. По его словам, российская сторона уже достаточно давно поняла ущербность существующей системы транзита газа в Европу чисто с технической точки зрения. Именно поэтому активно лоббируются проекты по альтернативной доставке, например, «Северный поток— 2» на Балтике или «Южный поток» и «Турецкий поток» на Балканах.
«Это очень позитивный «звонок». Теперь необходимость диверсификации поставок в том числе и российского газа станет очевидна и для Европы. Думаю, что эта авария ускорит принятие соответствующих решений Евросоюзом, – сказал Бессель. – Газ транспортируется в основном по тем трубопроводам, которые были проложены еще в советское время. Это, конечно, опасно. Такая система газоснабжения Европы имеет пониженную надежность. Мы должны распараллелить системы поставки».
Эксперт убежден, что от диверсификации системы поставок и транзита в выигрыше останутся все: «Возможно, больше всего выгоды для себя извлечет из этого Турция. Она уже становится одним из главных газораспределительных хабов на юге Европы. «Южный поток — 1» и «Южный поток — 2», через которые в Европу будет поступать не только российский газ, только укрепят ее положение».
Что касается причин аварии, то здесь, по словам Бесселя, взрыв произошел, скорее всего, из-за неисправной системы так называемых газовых анализаторов. «Произошла утечка газа. Просто так ничего не взрывается – воздух не горит. Но газовоздушная смесь взрывается. Мы поставляем в Европу в основном метан. Так вот, смесь воздуха с метаном чрезвычайно взрывоопасна, – объяснил Бессель. – Скорее всего, здесь подвели всех газовые анализаторы: как только ими фиксируется хотя бы даже малейшее присутствие метана в воздухе, то в этот момент станция вся автоматически отключается от газа и взрыв просто не может произойти. Очевидно, что они не сработали».
Авария на газораспределительном хабе в Баумгартене под Веной произошла 12 декабря. Через этот комплекс в Европу поставляется до 30% от всего объема импортного голубого топлива. Жертвой взрыва на станции стал один человек, еще более двадцати работников хаба получили ранения различной степени тяжести.