При новом руководстве Евросоюза, приступившем к работе с 1 декабря, в отношениях России и ЕС может произойти «новый старт», заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов. Он подчеркнул, что в таком новом цикле Москва и Брюссель могут достичь «зрелых, мудрых и взаимоуважительных» отношений. Основной причиной деградации диалога между сторонами Чижов назвал санкции, введенные в начале 2014 года. Одновременно дипломат подчеркнул, что ЕС и РФ осознают свою взаимозависимость.
«Я абсолютно уверен: в ходе нового, начавшегося буквально 10 дней назад еэсовского институционального цикла мы можем стать свидетелями «нового начала» в наших отношениях, которые с учетом уже пережитого нами опыта будут зрелыми, мудрыми и взаимоуважительными», — сказал Чижов на приеме в российской дипмиссии в Брюсселе.
Постпред РФ при ЕС добавил, что европейская сторона постепенно осознает свою зависимость от России, как и связь России с Европой. «Продолжать и дальше оставаться в состоянии «полузамороженного взаимодействия» на треке «Россия — ЕС» в то время, как двусторонний диалог Москвы с целым рядом евростолиц набирает обороты, по-моему, недальновидно», — пояснил он.
Стесняют диалог между сторонами, по мнению дипломата, односторонние санкции, введенные ЕС в марте 2014 года. Он подчеркнул, что экономические ограничения «отравляют» сотрудничество РФ и ЕС, а также не дают работать многим совместным механизмам.
«Не следует заблуждаться: без России не решить ни одной значимой международной проблемы, а наши задачи на мировой арене во многом близки. Кроме того, наши экономики взаимодополняемы, давно существует и расширяется общая транспортная, энергетическая инфраструктура. Синергия потенциалов России и ЕС, а в более широком плане — Евразийского экономического союза и Европейского союза, открыла бы новые широкие возможности для развития наших стран», — заключил Чижов.
В отношении России с 2014 года действуют несколько пакетов санкций Евросоюза: экономические, ограничительные меры по отношению к отдельным гражданам РФ, а также по Крыму. Экономические санкции ЕС ограничивают доступ на рынок капитала Евросоюза для пяти российских финансовых институтов с мажоритарной долей государства в уставном капитале и их дочерних подразделений, а также для трех крупных российских энергетических компаний и трех оборонных фирм.