Президент России Владимир Путин написал большую статью о Второй мировой войне для американского журнала The National Interest. Российский лидер в частности коснулся темы начала конфликта и присоединения западной Белоруссии и западной Украины к СССР в 1939 году. По словам Путина, Советский Союз, несмотря на пакт Молотова-Риббентропа и секретные к нему протоколы о разделе сфер влияния между Третьим рейхом и СССР, мог значительно западнее отодвинуть свои границы уже осенью 1939-го, но не сделал этого. Причиной являлось желание Москвы любой ценой избежать прямого военного столкновения с гитлеровцами.
«Как известно, едва ли есть смысл использовать сослагательное наклонение, когда мы говорим о событиях прошлого. Скажу только, что в сентябре 1939 года советское руководство имело возможность отодвинуть западные границы СССР еще дальше на запад, вплоть до Варшавы, но решило этого не делать», — написал Путин.
Президент России считает, что Москва изначально не собиралась заключать долгосрочные соглашения с Берлином и вступать в союз с нацистами, ясно отдавая себе отчет в неизбежности войны с ними и стремясь лишь как можно дальше отодвинуть свои границы, тем самым лишив вермахт удобных стартовых позиций для будущей агрессии против СССР. При этом в Москве любой ценой пытались избежать прямого военного столкновения с немцами уже в 1939 году.
«То, что Советский Союз стремился как можно дольше избегать участия в нарастающем конфликте и не хотел воевать с Германией, подтверждается тем, что встреча советских и немецких войск произошла гораздо дальше на востоке, чем это было согласовано в секретном протоколе. Реальная граница пролегла не на реке Висле, как это было прописано в протоколах, а ближе к так называемой Линии Керзона, которая еще в 1919 году была рекомендована Антантой в качестве восточной границы Польши», — отмечает Путин.
К концу 1939 года территории Польши, на которых проживало также много евреев, оказались в составе СССР. Это спасло жителей этих регионов от этнических чисток в 1939-1940 годах, напомнил Путин.
Пакт Молотова-Риббентропа не был союзническим соглашением и не предполагал совместных военных действий Красной армии и вермахта против Польши, о чем наглядно свидетельствуют первые дни Второй мировой войны, пишет Путин: «Мало кто знает, что сразу после нападения на Польшу, в первые дни сентября 1939 года Берлин настойчиво и неоднократно призывал Москву присоединиться к военным действиям. Однако советское руководство проигнорировало эти призывы и намерено было как можно дольше избегать участия в драматических событиях».
Нежелание СССР заключать союз с Германией также подтверждает тот факт, что Москва даже после присоединения восточной части Польши не разрывала политических и экономических связей с западными странами. Путин напомнил высказывание Уинстона Черчилля, который говорил, что Сталин в 1939 году лишь стремился избежать военного конфликта с немцами, пойдя с ними на заключение пакта.