Президент России Владимир Путин на встрече в Москве с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом выразил соболезнования по поводу гибели его соотечественников в сирийском Идлибе. По словам российского лидера, об местонахождении турецких военных никто не знал. Путин отметил необходимость «проговорить всю ситуацию» по Сирии с Эрдоганом, чтобы не ухудшались отношения двух стран, которыми Россия дорожит.
«В начале нашей встречи я еще раз хочу выразить самые искренние соболезнования по поводу гибели ваших военнослужащих. Гибель людей — это всегда большая трагедия. И никто, в том числе сирийские военнослужащие, не знали о месте их нахождения», — сказал Путин. — Нужно обязательно проговорить всю ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, чтобы ничего подобного: а) не повторялось и б) чтобы это не разрушало российско-турецкие отношения, к которым мы относимся — я знаю, вы тоже — очень внимательно, дорожим этим».
Путин добавил: ситуация в регионе обострилась настолько, что потребовала прямого личного разговора глав двух государств. Он сообщил, что переговоры с Эрдоганом сперва пройдут тет-а-тет, а потом к ним присоединятся делегации двух стран: «Как вы и просили, мы готовы начать с глазу на глаз разговор, а потом при необходимости подключить наших коллег, которые слева и справа от нас здесь, в зале, находятся».
Президент Турции в ответ выразил надежду, что итоги переговоров между ним и Путиным облегчат ситуацию на севере Сирии: «Действительно, в Идлибе сейчас очень напряженная ситуация. Весь мир устремил свои взгляды сегодня сюда [в Москву]. Считаю, что шаги, которые будут предприняты сегодня, и наши решения несомненно облегчат ситуацию».
Эрдоган отметил, что основная задача — развивать отношения Москвы и Анкары, отметив, что страны переживают «момент в наших отношениях, когда они достигли пика»: «Это, несомненно, касается и оборонной промышленности, и торговых отношений и так далее. Мы считаем, что самая большая задача заключается в том, чтобы продвинуть и развивать наши отношения. Считаю, что мы преуспеем в этом деле».
Ситуация в Идлибе обострилась, когда 27 февраля террористы группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»* начали крупномасштабное наступление на позиции сирийских правительственных войск. Армия Сирии открыла ответный огонь. По информации Минобороны РФ, обстрелу подверглись в том числе турецкие военные, которые не должны были там находиться. Погибли 36 солдат, еще более 30 получили ранения. После этого российская сторона приняла меры для полного прекращения огня сирийскими войсками. Была обеспечена безопасная эвакуация погибших и раненых на территорию Турции. Российская авиация в этом районе не применялась, отметили в Минобороны РФ.
После инцидента Эрдоган заявил, что история с обстрелом военнослужащих Турции в Сирии подрывает совместные усилия Москвы и Анкары по установлению мира в республике. Путин в свою очередь обратил внимание на резкую активность боевиков в Сирии.
4 февраля глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Турция не выполняет два ключевых обязательства по Сирии. Он указал, что Анкара не соблюдала «режим тишины» в Идлибе, а также должна была отделить вооруженную часть оппозиции, которая готова к диалогу с сирийским правительством и сотрудничает с турецкими военными, от террористов.
2 марта Эрдоган подчеркнул, что у Турции нет никаких конфликтов ни с Россией, ни с Ираном, предупредив, что войска президента Сирии Башара Асада могут «лишиться головы», если продолжат атаковать турецкие части. Политик предположил, что после открытия турецких границ для беженцев из Сирии их число в Европе достигнет миллионов.
* «Хайят Тахрир аш Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра»)— террористическая группировка, запрещенная в России.