Владимир Путин заявил, что единолично принял решение о начале штурма захваченного террористами Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. Президент России объяснил, что пошел на такой шаг, потому что ждать было нельзя: согласно тогдашним данным, пущенный в центр газ не подействовал и не усыпил террористов, а уже утром террористическая группа Мовсара Бараева должна была жестоко убить более 900 заложников.
«В планах было взять автобус с заложниками, выехать на Красную площадь и там, на Красной площади, расстреливать их, выбрасывая их тела на улицу. С целью оказать воздействие на руководство, на спецслужбы. Конечно, мы этого не могли допустить», — сказал Путин в документальном фильме пресс-секретаря своего штаба Андрея Кондрашова.
Глава государства подчеркнул, что входить в зал театрального центра «просто так заходить было опасно», потому что террористы, сидевшие в зале с заложниками, могли в любой момент привести в действие бомбы, заложенные в здании. Между тем президенту доложили, что газ, пущенный в здание на Дубровке, не подействовал.
«На мой вопрос, почему не работает, ответил [Патрушев]: «Мы не знаем, может быть, там какой-то сквозняк его уносит». Я задал вопрос директору ФСБ: «Ребята пойдут без этого газа?» Он сказал: «Если прикажете, пойдут». И я ему сказал: «Начинайте», — рассказал Путин. Президент прибавил, что после того как отдал приказ о начале штурма, пошел в одну из кремлевских часовен и помолился.
Экс-глава ФСБ России Николай Патрушев объяснил, что газ содержал компоненты, использующиеся для анестезии. Спецслужбы несколько дней перед началом операции искали способы проникнуть в здание так, чтобы никто не пострадал, подчеркнул Патрушев.
По его словам, сложность заключалась в том, что террористы разместили «огромное количество взрывных устройств» по всему зданию. По мнению Патрушева, «взрыв одного из этих устройств мог привести к детонации других». Он отметил, что террористы все сделали «очень грамотно», так, словно их проконсультировали.
Теракт на Дубровке, вошедший в историю под названием «Норд-Ост», вызвал широкий общественный резонанс. Ряд оппозиционно настроенных журналистов, в частности, Анна Политковская, резко критиковали правительство за использование в ходе штурма газа, точный состав которого остается неизвестным. Они полагали, что именно газ стал причиной смерти 119 заложников, погибших в больницах после освобождения.
Согласно официальному заявлению ФСБ, в состав газа входили производные фентанила, применяющегося в качестве анальгетика во время анестезии, а причиной смерти заложников стало «обострение хронических болезней», написал The New Times.
Террористы во главе с боевиком Мовсаром Бараевым захватили 916 человек в театральном центре на Дубровке вечером 23 октября 2002 года. В основном заложниками оказались зрители, пришедшие на мюзикл «Норд-Ост». Группа Мовсара Бараева потребовала от России вывести войска из Чечни и прекратить военные действия. Террористы удерживали контроль над центром вплоть до 26 октября. Во время штурма они были убиты.