Посол России в США Анатолий Антонов уверен, что за новой ядерной доктриной США стоит желание вложить как можно больше средств в военно-промышленный комплекс. При этом он подчеркнул, что не знаком с полным текстом документа, поэтому не готов делать преждевременных выводов. Японское общество в свою очередь выразило негодование: оно уверено, что такая доктрина повышает угрозу ядерной войны.
Комментируя новую ядерную доктрину США, посол РФ в США Антонов отметил: «Просто проблема заключается как раз в том, что для оправдания роста военных расходов, для оправдания наращивания ядерного потенциала, американцы опять нашли страшилку в лице Российской Федерации».
Он заявил, что за формулировками, которые используются в документе, стоит желание США «влить огромное количество средств в военно-промышленный комплекс». Антонов подчеркнул, что Россия ознакомлена только с опубликованной частью американской доктрины, а также с первыми комментариями от министра обороны США Джеймса Мэттиса.
«Но даже эти первые ремарки у меня как у человека, который долгое время занимался проблемой разоружения и нераспространения, конечно же вызывают озабоченность. Или даже давайте так, не будем торопиться, вызывают вопросы», — цитирует РИА Новости Антонова.
Конфедерация организаций жертв атомных бомбардировок «Нихон Хиданке» также отреагировала на появление новой ядерной доктрины США. По словам главы конфедерации Тосиюки Мимаки, он «чувствует сильный гнев» из-за того, что президент США «планирует наращивать и модернизировать ядерное вооружение», несмотря на Договор о запрещении ядерного оружия ООН. Японцы уверены, что такие действия делают избавление от ядерного оружия невозможным.
Коити Кавано, руководитель дискуссионной группы «Хибакуся» (выжившие во время бомбардировок Хиросимы и Нагасаки) в Центре движения за мир префектуры Нагасаки, заявил, что «стратегия США по разработке ядерных компактных боезарядов, которые легко использовать, снижает препятствия для их применения и повышает угрозу ядерной войны». При этом он добавил, что «Япония, где размещаются американские базы, не останется невовлеченной».
В пятницу, 3 февраля, Пентагон опубликовал новую ядерную доктрину. Представители Минобороны, Госдепартамента и Минэнерго США на брифинге для журналистов заявили, что программа была обновлена в первую очередь «из-за действий России».
Глава Пентагона Джеймс Мэттис подчеркнул, что «ядерное оружие играет и дальше будет играть решающую роль в сдерживании ядерной атаки и предотвращении крупномасштабных военных действий с применением обычных вооружений между ядерными державами в обозримом будущем».
По его словам, главной целью обновления ядерной стратегии страны является «убеждение противников, что они ничего не приобретут и все потеряют в случае использования ядерного оружия». Мэттис добавил, что «ни один американский президент не предполагает применять ядерное оружие, кроме как в крайнем случае для защиты наших жизненно важных интересов и интересов союзников».
Президент США Дональд Трамп положительно оценил новую ядерную доктрину. Он заявил, что «заключения основаны на реалистических оценках мировой безопасности, на необходимости сдерживать использование самого разрушительного оружия на Земле и на давней приверженности нашей страны ядерному нераспространению».
Трамп отметил, что предыдущие лидеры США слишком долго откладывали решение этого вопроса. И пока США сокращали свой ядерный потенциал, «другие ядерные державы наращивали свой арсенал, увеличивали значение ядерного оружия в своих стратегиях безопасности».
Президент США подчеркнул значимость доктрины для других стран: «Она укрепляет сдерживание стратегических атак против нашей страны, наших партнеров и союзников, которые могут быть осуществлены и не в форме применения ядерного оружия».
Президент США Дональд Трамп выступил с ежегодным обращением к конгрессу 31 января. В речи «О положении страны» он, повторяя высказанные в новой стратегии национальной безопасности идеи, рассказал о противниках и соперниках Соединенных Штатов, призвал к увеличению бюджета на вооруженные силы и к модернизации ядерной триады.