Россияне смогут зарабатывать на продаже своих персональных данных от 15 тысяч до 60 тысяч рублей в год. В свою очередь бизнес получит возможность легально обмениваться пользовательскими данными и получать дополнительный доход, считают в Фонде развития интернет-инициатив, разработавшем законопроект, разрешающий свободный оборот «деперсонализированных» данных граждан на рынке, сообщает газета «Коммерсантъ».
Представители фонда считают, что закон «Об информации» однозначно не отвечает на вопрос, кому принадлежат персональные данные. В результате одни операторы продают их на рынке без согласия владельцев, а другие боятся ими торговать. Авторы инициативы предлагают ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободную продажу. По их мнению, это позволит ликвидировать теневой рынок баз личных данных физических лиц.
В случае принятия изменений в закон россияне смогут предлагать бизнесу свои персональные данные за вознаграждение и зарабатывать на этом от 15 тысяч до 60 тысяч рублей в год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на законопроект. При этом в фонде подчеркивают, что граждане могут не давать своего согласия на обработку данных, что позволит исключить их из оборота.
Предлагаемые изменения еще будут обсуждаться, уточнила директор по правовым инициативам фонда Александра Орехович. Однако реализация законопроекта станет «мощной мотивацией» для регистрации физических лиц в качестве самозанятых и «позволит принести в казну несколько миллиардов рублей», рассчитывают авторы инициативы.
Конфликты между компаниями и государством из-за сбора или хранения персональных данных пользователей продолжаются уже несколько лет. Так, в середине августа 2018 года представители «ВКонтакте» заявили, что соцсеть планирует публиковать статистику поступающих от органов власти запросов на фоне общественного резонанса из-за уголовных дел об экстремизме против ее пользователей.
В сентябре прошлого года заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что понятие «персональные данные» необходимо пересмотреть. По его мнению, изменение определения требуется из-за того, что чрезмерное регулирование в области персональных данных делает невозможной работу некоторых сфер деятельности, включая журналистику.