В сиротских приютах иракского Мосула находятся почти полсотни российских детей, передает RT. Российские власти пытаются вернуть своих граждан на родину, но пока безрезультатно – у несовершеннолетних нет документов. В эпицентр боевых действий дети были вывезены своими родителями, которые примкнули к запрещенной в России террористической организации «ИГ».
Информация о российских детях появилась в арабских СМИ сразу после освобождения Мосула от боевиков. Несколько оставшихся в живых после боев между иракской армией и боевиками ИГ несовершеннолетних попали под опеку Министерства труда и соцотношений Ирака.
«Детей сейчас обследуют врачи, они в крайне удручающем состоянии», – цитирует агентство «Аль-Арабия» представителя министерства Абира аль-Джаляби.
По информации RT, сейчас в сиротских приютах Мосула находятся 48 несовершеннолетних россиян. В переговорах по возвращению детей задействованы несколько разных ведомств не только с российской стороны: представители МИД РФ, Совета Федерации, Чеченской Республики, а также иорданские и иракские политики. Инициатором и посредником выступил иорданский политик чеченского происхождения Самих Бено.
«Я являюсь главой Ассоциации друзей республики Чечни в Иордании. Я вышел на связь с местными иорданскими властями, службами безопасности Иордании, Министерством внутренних дел, представителями Красного Полумесяца в Иордании, с моими друзьями в России, а также советником президента Чечни. Мы сообщили, что планируем вернуть несовершеннолетних детей домой. Они не имеют отношения к войне в Ираке, в Сирии или в другом месте. Наша деятельность гуманитарная», – рассказал в интервью RT Cамих Бено.
Операция по возвращению российских детей на родину началась после поиска родственников чеченского ребенка. Бывший член иракского парламента доктор Надийа Джубури распространила в WhatsApp фото девочки с обожженными руками и ногами, найденной под руинами здания. В сообщении к фотографии на арабском языке говорилось, что отец и мать малышки погибли в боях с иракской армией. Имя ребенка осталось неизвестным, но отмечалось, что говорит она только по-чеченски. Бено удалось найти в Чечне бабушку этой девочки. Как выяснилось, ей девять лет, ее имя – Хадижа Хусейнова.
«Большинство детей стали сиротами в результате ужасной войны. Вы сами знаете, что условия сейчас в Ираке очень тяжелые. Я не могу пока точно назвать вам срок или время, но могу сказать одно: мы приложим максимум усилий для их возвращения», – заявил Бено.
Информацию о российских детях, найденных в Мосуле, Бено сообщает своим чеченским друзьям и представителям властей РФ, а они, в свою очередь, передают иорданскому политику обращения от россиян о розыске своих несовершеннолетних родственников, поневоле оказавшихся в ИГ. Как подчеркивает RT, сейчас в Багдаде находится зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби, который также занимается судьбой несовершеннолетних россиян в Мосуле.
По словам Бено, эвакуация детей будет проходить в два этапа: сначала их вывезут из Мосула в Иорданию, а оттуда они направятся в Россию. Ситуация с возвращением сирот на родину осложняется отсутствием документов, подтверждающих гражданство.
«Дети должны будут сдать тест ДНК, чтобы определить родственную связь с людьми, которые утверждают, что являются их родственниками. Мы это делаем, чтобы никто не пришел и не сказал нам без каких-либо доказательств, что это его ребенок», – уточняет Бено. Также он добавил, что под эвакуацию попадут не только дети, но и матери, которые были вынуждены покинуть родину по принуждению мужа, брата или отца. Как выяснило издание, речь пока идет о пяти семьях, изъявивших желание вернуться в Россию.
По информации RT, кроме 48 несовершеннолетних россиян, в приютах Мосула находятся граждане других государств – завербованные боевиками родители везли с собой в ИГ детей из США и стран Евросоюза. Точное число «детей войны» неизвестно.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexander Heinl